Налогообложение древней руси. Государственные доходы в древней руси

15.09.2023

Российская система налогообложения на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в её политическом устройстве и вместе с историческими вехами.

Финансовая система Древней Руси стала складываться только с конца IX в. в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой

налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались «дань». Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Так, в русской летописи «Повести временных лет» перечисляются народы «иже дань дают Руси». Со временем, дань выступила систематическим прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесла. Дань взималась повозом, когда она привозилась в Киев, а также полюдьем, когда князья или его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью в Киевском государстве служил «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве.

Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин. Особое распространение получил так называемый «мыт» -- пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений.

Князь Олег Вещий (умер в 912 году), объединивший в результате походов вокруг Киева земли кривичей, северян, вятичей, тиверцев и др. кроме дани, обязал покоренные племена поставлять ему воинов. Размер дани выступал постоянным источником внутригосударственных конфликтов. Так, великий киевский князь Игорь по свидетельству историков был убит в 945 году древлянами при попытке вторично собрать с них дань.

В период феодальной раздробленности Руси большое значение приобретают пошлины за провоз товаров по территории владельца земли, причем пошлины взимались за каждую повозку. Именно с этого момента зафиксированы первые попытки налоговой оптимизации купцы максимально нагружали товарами свои повозки, причем так, что иногда товары выпадали. В качестве контрмеры местные князья ввели правило, согласно которому товар, выпавший из повозок переходил в их собственность. Так и родилась русская поговорка: «Что с воза упало, то пропало».

В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Взимание дани началось после переписи населения, проведенной в 1257-59 г.г. монгольскими «численниками» под руководством Китата, родственника великого хана. Единицами обложения были: в городах -- двор, в сельской местности -- хозяйство. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход» («царева дань»), налог непосредственно на монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др. Ежегодно из русских земель в виде дани уходило огромное количество серебра. «Московский выход» составлял 5-7 тыс. руб. серебром, «новгородский выход» -- 1,5 тыс. руб. Данные поборы истощали экономику Руси, мешали развитию товарно-денежных отношений.

Уплата сборов первоначально контролировалась чиновниками хана на местах -- баскаками, в конце 50 -- начале 60-х г.г. XIII в. дань собирали уполномоченные ханом купцы -- «бесермены», откупавшие у него это право. Однако из-за народных восстаний «бесермены» были изгнаны из всех русских городов и функции по сбору дани перешли русским князьям.

Непомерные поборы выступали постоянной причиной вооруженной борьбы русского народа. Так, в конце первой четверти XIV в. неоднократные выступления русских городов привели к ликвидации системы баскачества, а политическое объединение Руси вокруг Москвы создало условия для ликвидации иноземной зависимости. Великий Московский князь Иван III Васильевич (1462--1505 гг.) в 1476 году полностью отказался от уплаты дани.

После свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована Иваном III, который отменив выход, ввел первые русские косвенные и прямые налоги. Основным прямым налогом выступил подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. Их введение обуславливалось необходимостью осуществления определенных государственных расходов: пищальные (для литья пушек), полоняничные (для выкупа ратных людей), засечные (для строительства засек-укреплений на южных границах), стрелецкая подать (на создание регулярной армии) и т.д.

Ведущее место в налоговой системе продолжали занимать акцизы и пошлины.

В царствование Ивана III закладываются первые основы налоговой отчетности. К этому времени относится и введение первой налоговой декларации -- «сошного письма». Площадь земельных площадей переводилась в условные податные единицы «сохи», на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.

Несмотря на политическое объединение русских земель финансовая система России в XV--XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана. Каждый приказ (ведомство) российского государство отвечала за взимание какого-то одного налогового платежа.

В царствование царя Алексея Михайловича (1629--1676 гг.) система налогообложения России была упорядочена. Так в 1655 году был создан специальный орган -- Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

В связи с постоянными войнами, которая вела Россия в XVII в. налоговое бремя было чрезвычайно огромным. Введение новых прямых и косвенных налогов, а также повышение в 1646 году акциза на соль в четыре раза, привело к серьезным народным волнениям и соляным бунтам.

Промахи в финансовой и налоговой политике государства настоятельно требовали подведения теоретической базы для деятельности государства на фискальном поле.

Эпоха реформ Петра I (1672--1725 гг.) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам и акцизам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды. В 1724 году, взамен подворного обложения Петр I вводит подушный налог, которым облагалось все мужское население податных сословий (крестьяне, посадские люди и купцы). Налог шел на содержание армии и был равен 80 коп. в год с 1 души. Раскольники платили налог в двойном размере. Необходимо отметить, что подушный налог составлял около 50% всех доходов в бюджете государства.

Кроме того, в связи с учреждением специальной государственной должности -- прибыльщик, обязанных «сидеть и чинить государю прибыль» количество налогов регулярно увеличивалось. Так были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т.д. С церковных верований также взимался соответствующий налог.

В результате реформы системы органов государственного управления из двенадцати коллегий-министерств -- четыре отвечали за финансовые и налоговые вопросы.

В период правления Екатерины II (1729--1796 гг.) система финансового управления продолжала совершенствоваться. Так, в 1780 году по указу Екатерины II были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать -- процентный сбор с объявленного капитала, причем размер капитала записывался «по совести каждого».

Основной чертой налоговой системы XVIII в. необходимо назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми. Косвенные налоги давали 42% государственных доходов, причем почти половину этой суммы приносили питейные налоги.

Вплоть до середины XVIII в. в русском языке для обозначения государственных сборов использовалось слово «подать». Впервые же в отечественной экономической литературе термин «налог» употребил в 1765 году известный русский историк А. Поленов (1738--1816 гг.) в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России». А с XIX в. термин «налог» стал основным в России при характеристике процесса изъятия денежных средств в доход государства.

Начало XIX в. характеризуется развитием российской финансовой науки. Так, в 1810 году Государственным Советом России была утверждена программа финансовых преобразований государства -- знаменитый «план финансов», создателем которого выступил выдающийся русский экономист и государственный деятель М. Сперанский (1772--1839 гг.). Многие принципы налогообложения и идеи организации государственных расходов и доходов, изложенные в этой программе, не потеряли актуальности до сих пор.

В 1818 году в России появился первый крупный труд в области налогообложения -- «Опыт теории налогов», автором которого выступил выдающийся русский экономист, участник движения декабристов Н. Тургенев (1789--1871 гг.). Данное произведение и сейчас является классическим исследованием основ государственного налогообложения, а также подробно рассматривает историю российского податного дела.

Во второй половине XIX в. большое значение приобретают прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1863 года стала заменяться налогом с городских строений. Полная отмена подушной подати началась в 1882 году. Вторым по значению налогом выступал оброк -- плата казенных крестьян за пользованием землей.

Особую роль начинают играть специальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, налог на страховой пожарный полис, сбор с железнодорожных грузов, перевозимых большой скоростью и т.д.

В этот же период начинает развиваться система земских (местных) налогов, которые взимались с земли, фабрик, заводов и торговых заведений.

Становление российской налоговой системы продолжалось своим чередом вплоть до революционных событий 1917 года. В дореволюционной России основными являлись следующие налоги: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар; таможенные пошлины; промысловый налог; алкогольные акцизы и др.

В 1898 году Николай II ввел промысловый налог, игравший большую роль в экономике государства. В этот период большое значение имел налог с недвижимого имущества. Кроме того, отмечается рост налогов, отражающих развитие новых экономических отношений в России, в частности, сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги за право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог за прописку и т.д.

Образование финансовой системы Древней Руси связано с развитием экономики и становлением начал общерусского рынка. Расширяя свои владения, киевские князья устанавливали на подвластных им территориях государственный порядок. Его поддержание возлагалось на княжескую администрацию, главной целью которой был сбор налогов. Еще до Владимира I киевские князья вводили «уставы и оброки, дани и погосты», т.е. учреждали сельские судебно-административные округа и устанавливали податные оклады.

Как основной источник доходов княжеской казны дань по своей сущности являлась прямым налогом. Кроме того, взимались судебные, торговые и другие пошлины, например: «торговая» – за право устраивать рынки, «гостиная» – за право иметь склады, «мыт» – за провоз товаров через заставы, «перевоз» – за перевоз через реку, «вес и мера» – за взвешивание и измерение товаров, «вира» – за убийство, «продажа» – за прочие преступления.

Финансовая система Древнерусского государства основывалась на своде законов «Русская правда». Уже в IX–XII вв. на Руси закладывались основы гражданского пра­ва. В отличие от стран Западной Европы Русь не знала римского права. Даже Крещение Руси и привнесение кано­нических норм из Византии не изменили положения. Имущест­венные отношения регулировались нормами обычного права, принимавшиеся нормативно-правовые акты во многом разви­вали традиции, устанавливали судебную практику князей, а порой закрепляли совершенно новый порядок. Поэтому, стремясь установить порядок и законность в русских землях, Ярослав Мудрый (около 978–1054) в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов «Русскую правду». В основе его лежали старые традиции, устный «Закон русский», который упоминается еще в договорах Руси с Византией.

Таким образом, правовым кодексом Древнерусского государства стала «Русская правда». В первой половине XI в. в княжение Ярослава Мудрого составляются два законодательных кодекса – Древнейшая Правда (или «Правда Ярослава») и «Правда Ярославичей», в совокупности давшие так называемую краткую редакцию «Русской правды». Этот кодекс законов стал действовать во всех русских землях.

Особую роль в древнерусском праве играли торговые сделки. Нормы обычного права детально регламентировали процесс соверше­ния сделки. Обилие символов, сложность процедуры позволяли одновременно выявить волю сторон и обеспечить доказательст­ва самого факта совершения сделки. Первоначально сделка имела исключительно устную форму. Обязательным условием при­знания сделки действительной считалось наличие свидетелей и совершение определенных действий: битье по рукам, пере­дача символа, например, необходимо было привя­зать ключ к поясу.



Правовое регулирование договора купли-продажи перво­начально осуществлялось нормами обычного права, а затем и «Русской правды». Развитие торговли к XII в. привело к упроще­нию обрядности. Статья 37 «Пространной правды» требует лишь наличия двух свидетелей или мытника (сборщика торговых пошлин), чтобы доказать факт купли-продажи имущества. Ус­тав о холопах Владимира Мономаха дает возможность узнать, какова была форма заключения договора купли-продажи холо­па. Устав говорит, прежде всего, о продаже в холопы свободного человека. Договор заключается в присутствии самого объекта продажи – это первое условие. Вторым условием законности сделки являлось наличие двух свидетелей. Третье условие было связано с передачей ногаты (мелкой денежной единицы).

Развитие торговли ведет к появлению особого вида догово­ра, заключаемого между купцами, – договора комиссии. «Про­странная правда» говорит о купце, который идет с «чюжими кунами» либо имеет на руках «чюж» товар. Здесь налицо по­средническая сделка, при которой доверенное лицо заключает от своего имени, но за счет доверителя торговые сделки.

Договором, более всего привлекавшим древнего законода­теля, являлся договор займа. Закон предполагал, что объектом договора могут быть любые заменимые вещи, а не только день­ги (куны), что вполне естественно при господстве натурального хозяйства. Закреплялись различные формы заключения дого­вора займа в зависимости от его условий. Займ до трех гривен мог осуществляться без свидетелей. В случае спора истец при­сягал в доказательство своей правоты. Займ свыше трех гривен совершался в присутствии свидетелей. Особое положение куп­цов позволяло им кредитовать друг друга без соблюдения об­щеобязательных формальностей, что давало возможность «ис­кать» долг и без свидетелей, используя в качестве доказатель­ства личную присягу. Такой порядок сложился из-за специфи­ки торговой деятельности, необходимости сохранения купече­ской тайны, сугубо доверительных отношений внутри доста­точно узких купеческих корпораций.



Проценты по договору займа не являлись обязательным условием данного договора. Даже в период расцвета ростовщи­чества при князе Святополке Изяславиче в «Пространной прав­де» (ст. 50) говорится о процентах в условном наклонении: «Аже кто даеть куны в рез...». Процитированная статья подчеркивает волю сторон при определении размеров процентов. По закону при даче взаймы под проценты необхо­димо присутствие послухов. Проценты взимались при кратко­срочном займе помесячно. Если долг не отдавали в течение года, то уплачивались так называемые третные резы. Закон не гово­рит о периодичности выплаты этих процентов. Вероятно, они взимались раз в год, хотя некоторые авторы считают, что раз в четыре месяца. Взимание процентов осуществлялось впредь до выплаты долга, что на практике вело к кабальной зависимости.

Восстание 1113 г. вызвало законодательное ограничение взимания процентов. Возможность брать третные резы ограни­чивалась либо трехкратным взиманием процентов без права получения суммы долга, либо двукратным взиманием процен­тов с правом получения долга (Устав о резах в «Пространной правде»). В ст. 53 оговаривалось, что годовые проценты в разме­ре 10 кун на гривну (по счету «Пространной правды» 1 гривна = 50 кун), то есть 20 процентов в год, допускались при долгосрочных займах.

В случае невыплаты долга должник мог быть по ст. 47 при­влечен к уголовной ответственности, с обязанностью уплатить долг кредитору, то есть при отсутствии у него имущества ему уг­рожала продажа в холопы. Банкротский устав Владимира Мо­номаха определил порядок взыскания долгов с обанкротивших­ся купцов. Впервые в истории русского законодательства вво­дится понятие «несчастное банкротство». Такой банкрот осво­бождается от обязанности немедленной уплаты всех долгов. Несчастным считается банкротство, наступившее вследствие действия непреодолимой силы.

Умышленное (точнее – винов­ное) банкротство давало кредиторам право самостоятельно ре­шать судьбу своего должника. При злостном банкротстве долг взыскивался в обязательном порядке, а удовлетворение требо­ваний кредиторов осуществлялось в предусмотренной законом последовательности. В первую очередь удовлетворялся инозем­ный купец, по незнанию доверивший товар банкроту, во вто­рую – князь, в третью очередь – остальные кредиторы, при­чем те, кто уже получил достаточно много процентов, могли быть лишены права участвовать в разделе.

Капитал служит предметом особенного внимания в «Русской правде», а личность человека, рассматривается как орудие капитала. Можно сказать, что капитал – это самая привилегированная особа в «Русской правде». Под капиталом понимаются важнейшие юридические отношения, которые формулируют закон. По «Русской правде» наказания за деяния, направленные против собственности, более суровые, чем за нарушения личной безопасности. Капитал служит и средством возмездия за те или другие преступления и гражданские правонарушения: на нем основана самая система наказаний и взысканий. Само лицо рассматривается в «Русской правде» не столько как член общества, сколько как владетель или производитель капитала: лицо, его не имеющее и производить не могущее, теряет права свободного или полноправного человека.

Капитал чрезвычайно дорог: при краткосрочном займе размер месячного роста не ограничивался законом. Годовой процент определен одной статьей «Русской правды» «в треть», другой – на две трети, то есть в 50 %. Только Владимир Мономах, став великим князем, ограничил продолжительность взимания годового роста в половину капитала. Такой рост можно было брать только два года, и после того кредитор мог искать на должнике только капитала, то есть долг становился далее беспроцентным; кто брал такой рост на третий год, терял право искать и самого капитала. Впрочем, при долголетнем займе и Мономах допустил годовой рост в 40 %.

Из «Русской правды» можно почерпнуть и цены на те или иные виды товаров. Так, к примеру, лошадь стоила 60 кун, вол – 50 кун, корова – 40 кун, овца – 5 кун.

Монеты на Руси начинают принимать не на счет, а на вес, о чем убедительно свидетельствуют находимые в кладах и при археологических раскопках весы и гирьки-разновесы. Появляется новая денежная единица, равная половине куны-резана в 1,36 г. Денежная система Руси принимает следующий вид, зафиксированный краткой редакцией «Русской правды»: гривна (68,22 г) = 22 ногатам (3,41 г) = 25 кунам (2,73 г) = 50 резанам (1,36 г). Что касается самой мелкой единицы этой системы – веверицы (векши), то она предположительно равна 1/3 резаны, то есть в гривне содержится 150 вевериц.

До середины X в. эта система денежно-весовых единиц существует как общерусская, а затем разделяется на две местные системы – северную и южную. В основе северной системы лежит гривна в 51,19 г, составляющая ¼ позднейшего фунта. Гривна южной системы связана, скорее всего, с византийской монетой литрой.

Cтруктура денежного счета, зафиксированная Пространной редакцией «Русской правды» (XIII в.), уже несколько иная. Из нее исчезает резана, место которой занимает куна, ставшая вдвое легче. Теперь 1 гривна (200 г серебра) = 20 (10 г) ногатам = 50 кунам (4 г) = 100 (2 г) веверицам. Гривна соответствовала 20 восточным дирхемам или 50 западноевропейским денариям. Необходимо подчеркнуть, что гривна постепенно вытеснила из денежного обращения на Руси вышеуказанные иностранные монеты.

Центральное место в «Русской правде» занимали вопросы имущественных отношений: нормирование займа, правила наследования имущества, определение денежной ответственности за преступления. В данном законодательном акте содержатся понятия, отражающие экономические явления той поры: «долг» – кредитные отношения, «истье» – деньги данные взаймы, «рез» – денежный процент, «товар» – продукт, продаваемый на рынке, «гостьба» – внешняя торговля.

Древнерусские законы наказывали за их нарушения экономически, а не физически. Так, к примеру, штраф за вырванный клок бороды равнялся 12 гривнам. На эти деньги можно было купить 6 коней или 12 волов, или 15 коров, или 120 овец (12 гривен = 6 коней = 12 волов = 15 коров = 120 овец).

В начале XII в. по инициативе Владимира Мономаха создается Пространная редакция «Русской правды». В нее вошел «Устав» Владимира Мономаха, закрепивший новые формы общественных отношений.

Следует отметить, что общественной средой, которая выработала право, послужившее основанием «Русской правды» был большой торговый город. На первое место поставлены интересы и отношения торгово-промышленного мира. Так, изучая по «Русской правде» гражданский порядок, частные юридические отношения людей мы и здесь встречаемся с той же силой, которая так могущественно действовала на установление политического порядка. Там, в политической жизни, такою силой был торговый город со своим вечем; и здесь, в частном гражданском общежитии, является тот же город с тем, с чем он работал, – с торгово-промышленным капиталом.

Выдающийся русский историк В. О. Ключевский называл «Русскую правду» «по преимуществу уложением о капитале», понимая под ним деятельную социальную силу, фактор хозяйствования. Именно она стояла на защите интересов зарождающегося торгового капитала, отражала быт русских торговых городов и основы финансовой системы государства.

А. ФИНАНСЫ

Как мы видели, княжеский двор в Киевской Руси был тесно связан с государственным управлением, и главный управляющий князя исполнял обязанности министра финансов. Несмотря на это, не было полного слияния киевского капитала и государственных финансов, и постоянно проводилось различие между тем и другим. Выясняется, что князь имел право на одну треть годового дохода или, во всяком случае, с дани, которую платили завоеванные племена. Так, княгиня Ольга присвоила одну треть дани, уплачиваемой древлянами; Ярослав, в то время когда он был заместителем своего отца в Новгороде, имел право на одну треть годового дохода, отправляя оставшийся баланс в Киев, и так далее.

Между прочим, вся княжеская семья в целом – Дом Рюрика – должна была обеспечиваться из государственного дохода, и каждый член семьи требовал его или ее долю в этом доходе. К примеру, из грамоты, дарованной князем Ростиславом Смоленским епископу этого города (1150 г.), мы узнаем, что определенная часть «дани», собранной в смоленской земле, принадлежит княжеской жене. Несомненно, подобные соглашения имели место и в других княжествах.

Обычным способом удовлетворения требований членов княжеской семьи было закрепление за каждым определенного района или города для обеспечения их существования («кормления», или «утешения»). Весь годовой доход (или его определенная часть из собранного в том районе) поступал в распоряжение владельца. Именно в этом смысле нам следует толковать замечание летописца, что Вышгород был собственным городом княгини Ольги, и подобные же утверждения о других князьях. В добавок к недвижимости, которой подобным образом пользовались члены княжеской семьи, каждый из них мог – а большинство так и поступало – владеть частными земельными наделами по его или ее собственному праву.

В этот период было три основных источника государственного дохода: прямые налоги, доходы с суда и штрафы с преступников за совершение преступления, а также таможенная пошлина и другие налоги на торговлю281.

Прямые налоги развились из дани накладывавшейся на завоеванные племена первыми киевскими князьями. Как мы знаем, в десятом веке князь обычно каждый год вместе со свитой приезжал в завоеванные земли для собирания дани. Это было известно как полюдье. Ольга заменила этот военный способ собирания государственных доходов тем, что установила сеть местных пунктов для сбора дани. Дань таким образом превратилась в постоянный налог, но древнерусский термин «дань» сохранился, и поэтому я буду продолжать пользоваться словом «дань».

Дань собиралась в несельскохозяйственных районах с каждого «дыма» (т.е. очага), а в сельскохозяйственных районах – с каждого земледельческого орудия (рало, т.е. плуг). Постепенно первоначальные значения обоих терминов утратились, и каждый из них использовался в условном значении как статья налогообложения. Не будет ошибкой указать здесь, что в монгольский и послемонгольский периоды термин «дым» в техническом смысле слова – как статья налогообложения – широко использовался в западной (литовской) Руси. В Московии эта статья называлась «соха».

В двенадцатом веке общая сумма дани была распределена по платящим налоги районам (погостам), и в каждом из них сам народ через своих сборщиков подсчитывал сумму, которую необходимо собрать с каждого «очага».

Дань налагалась только на сельское население. Большие города были свободны от уплаты каких-либо прямых налогов. Жители мелких городов платили налог, значительно меньший, чем дань, известный как «погородье». В дальнейшем освобождение от налогов имело социальный характер: люди из высших классов («мужи») не платили дани, где бы им не случилось жить. То же самое представляется верным и по отношению к представителям средних классов («люди»).

С другой стороны, не было освобождения ни территориального, ни социального, от уплаты судебных издержек и штрафов. Эти штрафы, особенно за пролитие крови (вира), составляли важный источник государственного дохода, так же, как и дань. Вира и остальные штрафы собирались особым должностным лицом – вирником, который вместе с несколькими помощниками объезжал порученный ему район по крайней мере раз в год. Местное население должно было обеспечить этих чиновников пищей и фуражем для их лошадей. Перечень таких продовольственных поставок включен в «Русскую Правду».

Налоги на торговые сделки были многообразными. Во-первых, это мыто (сравни с готским mota)282, которое можно в определенном смысле назвать «таможенной пошлиной», хотя оно собиралось не на государственной границе, а при подъезде к каждому городу, особенно на мостах – с товара, который везут в повозках, и на речных набережных – с товара, перевозимого на кораблях. По всей видимости, не делалось различия между иностранными и просто иногородними товарами.

Во-вторых, это «перевоз» – пошлина за пересечение реки на переправе или за транспортировку товара по волоку между двумя реками. Был также налог на склады, которые использовались иностранными купцами на рыночной площади («гостинное») и общий налог купцов, пользующихся рыночной площадью, для содержания последней («торговое»). В дополнение, особые платы взимались за взвешивание и измерение товаров на рыночной площади. Наряду с торговыми налогами здесь можно также упомянутьналог на гостиницы («корчмита»).

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

Финансы Налоговая система Феодальная налоговая система стремилась к замене нерентабельной барщины, принудительная отработка которой крестьянами стала тормозом к дальнейшему развитию.Кроме уплаты шампара (полевой подати), крестьянин должен был производить на

Из книги Киевская Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

А. ФИНАНСЫ Как мы видели, княжеский двор в Киевской Руси был тесно связан с государственным управлением, и главный управляющий князя исполнял обязанности министра финансов. Несмотря на это, не было полного слияния киевского капитала и государственных финансов, и

Из книги Повседневная жизнь Флоренции во времена Данте автора Антонетти Пьер

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Финансы Обозрев меры Петра для увеличения количества и подъема качества народного труда, т.е. для расширения источников государственного дохода, перечислим их финансовые результаты. Не было, кажется, другой сферы деятельности, в которой Петр встретил бы больше

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 4. Финансы и бюджет Как уже упоминалось, с конца 90-х годов началась перестройка денежной системы. К 1704 г. вместо примитивной монетной системы, представленной одной лишь изготовлявшейся из серебряной проволоки однокопеечной монетой и ее частями, сложился полновесный

Из книги Византийская цивилизация автора Гийу Андре

Финансы «Глубоко озабоченные интересами государства и днем и ночью, мы стараемся установить то, что требует ситуация в важных пунктах, и в частности налоги и подати, без которых нет процветания», - писал Юстин I префекту провинции Африка Феодосию 1 марта 570 г. Ни в одном

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Государственные финансы Хотя министерство финансов одолжило менее 75 миллионов долларов до 1900 г., ему потребовались дополнительные 700 миллионов (почти все заимствованные у Лондона) во время и после войны с Россией. Муниципалитеты взяли взаймы почти 100 миллионов долларов

Из книги Русский капитал. От Демидовых до Нобелей автора Чумаков Валерий

О чем поют финансы Банковское дело для братьев не замкнулось на одном Харьковском земельном банке. Напротив, с его приобретением они почувствовали настоящий вкус к этому делу и вплотную занялись банковскими операциями. Уже в 1902 году ими был организован «Банкирский дом

Из книги Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения автора Глаголева Екатерина Владимировна

Из книги Персидский поход Петра Великого. Низовой корпус на берегах Каспия (1722-1735) автора Курукин Игорь Владимирович

Колониальные финансы Как уже говорилось, российское командование попыталось наладить в новых владениях сбор налогов. Согласно царским инструкциям, к сбору пошлин и податей следовало приступить немедленно: как только войска «оснуются», Матюшкин был обязан «в Баку

Из книги Антисемитизм как закон природы автора Бруштейн Михаил

Из книги Ангерран де Мариньи. Советник Филиппа IV Красивого автора Фавье Жан

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

автора Керов Валерий Всеволодович

5. Финансы 5.1. Во второй половине XVIII в. продолжалось развитие кредитно-финансовой системы. В 1769 г. для получения дополнительных средств и поддержки обращения медных денег были выпущены ассигнации – первые российские бумажные деньги. Для организации их обращения были

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

4. Финансы В начале XIX в. бумажный ассигнационный рубль, обменивавшийся на медь, обесценился, особенно в результате войн с Францией, Швецией и Турцией, а также вынужденного прекращения торговли с Англией. В 1810 г. один рубль ассигнациями оценивался в 19 коп.

Из книги Последние Романовы автора Любош Семен

В Древнерусском государстве (конец IX в.) основным источником доходов казны стала дань -- прямой налог (подать), собираемый с населения. Первые упоминания о взимании дани относятся к эпохе князя Олега (? -- 912). При этом древнерусские летописи именуют «данью» военную контрибуцию.

По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань перестала быть контрибуцией и превратилась в подать. Единицей обложения данью в Киевской Руси был «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, рало или плуг (известное количество пашни). Обложение «по дыму» известно с давних времен. При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVII в. (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье -- до начала XX в. Дань платили предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами -- «по шлягу от рала» (под ралом понималась единица обложения -- плуг или соха, а шляг -- арабские монеты, платежное средство того времени на Руси).

Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Под «повозом» понималась система привоза дани князю (великому князю), а под «полюдьем» -- система сбора дани путем снаряжения экспедиций. Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его дружины (полюдье), позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор. Дань как прямая подать существовала в XI--XII вв. и первой половине XIII в.

Во времена Золотой Орды (1243--1480) появились различного рода подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимущественно раскладочным способом. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход» («царева дань»), налог непосредственно монгольскому хану; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др. В XIII в. дань взималась в пользу ханов Золотой Орды (выход ордынский), платили ее русские князья начиная с Ярослава Всеволодовича (1191 -- 1246, в 1236--1238 гг. княжил в Киеве, с 1238 г. -- великий князь Bлaдимиpский) более 200 лет. В 1257 г. для сбора дани татарскими численниками были проведены первые переписи населения (Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородских земель). Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.

В XIV--XV вв. помимо ордынской дани со свободного населения взималась дань, которая направлялась прямо в княжескую казну -- в виде натуральных сборов. При Иоанне III (1440--1505, великий князь Московский с 1462 г.) в 1480 г. уплата выхода была прекращена. Хотя в договорных и духовных грамотах и после 1480 г. встречаются упоминания о выходе ордынском, но эти средства шли на содержание татарских царевичей, живших в России. Кроме того, Иоанн III закрепил исключительное право казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво -- медовая дань. В XV--XVI вв. существовала пошлина за право продажи алкогольных напитков -- яеуся.

К XIV в. в московском государстве сложилась система кормлений -- предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю (князю). Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны). Обжалование действий назначенных кормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы) великому князю (князю). Кормленщик получал доходный список, «как ему корм и всякия пошлины сбирать», а населению предоставлялось право челобитья на злоупотребления наместников. Сборы приурочивались к определенному времени -- сбору урожая.

С конца X в. взималась дорожная пошлина (сначала в пользу Золотой Орды, затем -- князей и монастырей). Взималась в виде мыта (на перевозимые товары), годовщины (с торговых людей), мостовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленные дорожные пошлины были отменены только в 1654 г., а мостовщина и перевоз -- в 1753 г.

В феодальный период (XIII--XIV вв.), кроме указанных видов налогообложения, появились судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и др. Гостиная пошлина взималась за право иметь склады, торговая -- за право устраивать рынки. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, пошлина «продажа» -- за другие преступления. К началу XVII в. данью или данными деньгами стали называть целую группу налогов (кроме дани -- прямой государственной подати), взимавшихся с черносошных крестьян и посадских людей.

Со второй половины XVI в. налоги и сборы взимались в денежной форме. В военное время вводили чрезвычайные налоги: пищальные деньги предназначались на покупку огнестрельного оружия, емчужные -- на изготовление пороха, полоняничные взимались для выкупа полоняников -- людей, захваченных в плен татарами и турками, совершавшими частые набеги на южные территории. В 1679 г. полоняничные деньги вошли в состав стрелецкихденег, представлявших собой налог на содержание стрелецкого войска.

При Иоанне IV Грозном (1530--1584) в 1555 г. установлен сбор четвертовых денег(денег из чети), представлявших собой подать, взимавшуюся с населения для содержания должностных лиц. Сбор их осуществляли чети -- центральные государственные учреждения (XVI--XVII вв.), ведавшие сбором разного вида податей (оборонные, стрелецкие, ямские, полоняничные деньги, таможенные и кабацкие пошлины). К XVII в. функционировало шесть четей: Bлaдимиpская, Галицкая, Костромская, Нижегородская, Устюгская и Новая.

Еще во времена Золотой Орды появился термин «пошлинные люди», означавший знатных лиц, которые брали на откуп дань ханам. При Иоанне IV пошлинные люди состояли при наместниках и собирали с городов и окружных жителей разного рода пошлины, это аналог западноевропейских откупщиков.

С 1556 г. проводились реформы государственного и местного управления, были ликвидированы кормления (система содержания должностных лиц за счет местного населения), упразднена власть наместников и волостелей, вместо них учреждены губные и земские учреждения.

В период царствования Михаила Фeдopoвича (1596--1645, царь с 1613 г., первый царь из рода Poмaнoвых) взимание податей стало основываться на писцовых книгах. Служилых людей, живущих в посадах, обложили общим посадскимтяглом. (Под термином «тягло» порой понимались все виды прямых налогов.) Тяглом облагался не член общины, а определенная единица, округ, волость как совокупность хозяйств. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворцовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. эти привилегии стали подвергаться ограничениям.

В XV--XVI вв. (период становления централизованного государства) распространение получила подать, поступавшая в казну Московского князя (впоследствии -- царя), взимавшаяся в качестве посошного обложения. Данный вид налогообложения получил свое название от «сохи». Соха -- единица обложения в Московском государстве с XIII в. до середины XVII в., когда соха стала заменяться новой податной единицей -- «живущей четвертью». В различные периоды на отдельных территориях значение сохи неоднократно менялось.

Налоговая реформа Петра I (XVIII в.). Для покрытия дополнительных расходов Петр Великий ввел чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Вводятся прибыльщики -- чиновники, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли», придумывать новые виды податей. По инициативе прибыльщиков были введены: подушная подать; гербовый сбор; налоги с постоялых дворов; налоги с пеней; налоги с плавных судов; налоги с арбузов; налоги с орехов; налоги с продажи съестного; налоги с найма домов; ледокольный налог и др.

В ходе реформы подворное налогообложение было заменено подушной податью, введены новые виды налогообложения -- горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, знаменитый налог на бороды. Реформирована организационная система сбора налогов: финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями. Были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получила система взимания налогов через откупщиков.

Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.

Одним из самых ранних нормативных актов, закрепляющих налоговую политику в государстве, явился утвержденный в феврале 1810 г. «План финансов» Сперанского, который закрепил существующую налоговую систему, определив принцип, имеющий актуальность и в наши дни: «Сокращение издержек должно быть основано на том правиле, чтобы все необходимые издержки сохранить, полезные отложить, а излишние вовсе прекратить» (полезные издержки - это «те, без коих разные части управления хотя и могут обойтись и не остановятся в своем действии, но без коих потерпят некоторое временное затруднение и умножат заботу их начальства»). Приведенный принцип налоговой политики российского государства должен являться основополагающим принципом нормативного закрепления налогового бремени.

Становление налоговой системы дореволюционной России началось, по сути, лишь во второй половине девятнадцатого столетия, когда быстрый рост государственных потребностей и переход страны от прежнего натурального хозяйства к денежному вызвал неизбежность широкого развития налогов и податей как средств пополнения налоговой казны. В течение 1875 - 1898 гг. в стране была проведена налоговая реформа, в ходе которой отменены соляной налог и подушная подать, отменены винный и ряд других откупных платежей, введены новые налоги. По окончании реформ налоговая система России стала включать в себя такие прямые налоги, как поземельный налог, налог с недвижимых имуществ, государственный квартирный налог, промысловый налог и сбор с доходов от капитала. Предусматривалась также уплата налогов на обращение, то есть на переход имущественных прав, в число которых входили: наследственный налог, крепостная пошлина, гербовый сбор. К косвенным налогам относились акцизы и таможенные пошлины.

В то время налоги понимались как «односторонние экономические пожертвования граждан и подданных, которые государство или иные общественные группы в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путем и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек «. Налоги в то время являлись одним из основных видов доходов государственного бюджета. К их числу можно отнести такие, как поземельный и промысловый налоги, а также достаточно большое количество косвенных налогов.

Поземельный налог, заменивший подушное обложение, введен в 1875 г. Это был первый в истории России налог, который наряду с другими сословиями платило и дворянство. Налогообложению подлежали все земли, за исключением казенных. Размер налога был дифференцирован и в различных губерниях составлял от 0,25 копейки с десятины до 17 копеек в зависимости от качества земли. В 1907 г. поземельный налог дал казне около 20 миллионов рублей.

К числу наиболее крупных относился и налог на недвижимость (жилые дома, заводы, фабрики, складские помещения и другие строения), который введен вместо подушной подати с горожан. В указанный период он взимался по ставке 9 - 10%. Например, в 1890 г. этот налог обеспечил в Москве поступления в размере 2,3 миллиона рублей из 4,14 миллиона рублей прямых налогов, а в следующем году - 2,8 миллиона рублей.

Бурное развитие промышленного производства в стране требовало изменения порядка налогообложения и предприятий. В 1898 г. введено новое Положение о Государственном промысловом налоге. В соответствии с названным актом промысловое налогообложение предполагало уплату основного и дополнительного налогов. Объектом промыслового налога являлась прибыль промышленных и торговых предприятий, а также банков и страховых компаний. Основной налог являлся по своей сути патентным сбором. После его уплаты физическим и юридическим лицам, осуществлявшим предпринимательскую деятельность, выдавались промысловые свидетельства (патенты). Для этого предусматривалось подразделение предпринимателей на 6 торговых и 8 промышленных разрядов, на основании которых взимался основной промысловый налог. При отнесении торговых к тому или иному разряду во внимание принимался род торговой деятельности, например к первому разряду относилась оптовая торговля, ко второму - розничная, к третьему и четвертому - «мелочная», пятому - «развозочная» и шестому - «разносная». Для кредитных и страховых учреждений определялся размер основного капитала, а для промышленных предприятий - количество рабочих, объем производимой продукции и производственные мощности. В торговле размер основного налога, в зависимости от разряда, составлял от 4 до 500 рублей, а в промышленности - от 2 до 1500 рублей.

Кроме этого, предусматривалась также уплата дополнительного налога, размеры которого зависели от основного капитала и прибыли предприятий, определяемых на основе представляемой ими публичной отчетности. Публичную отчетность (декларации) о доходности в раскладочные присутствия были обязаны представлять торговые предприятия 1-го и 2-го разрядов, а также промышленные предприятия с 1-го по 5-й разряд. Ставка дополнительного налога на прибыль была прогрессивной и варьировалась от 3% до 14% (при норме прибыли, превышающей 20%, с суммы превышения дополнительно взыскивалось 10%), при этом предприятия, имеющие менее 3% прибыли, от уплаты налога на прибыль освобождались полностью. Налог с капитала уплачивался в размере 15 копеек со 100 рублей нарицательной суммы основного капитала для предприятий с прибылью до 3% и 20 копеек для предприятий, работающих с большой прибыльностью. Такая формула налогообложения препятствовала увеличению размера основного капитала за счет налогооблагаемой прибыли, которая использовалась недобросовестными налогоплательщиками. В этих целях существовали ограничения и по отнесению части прибыли на издержки производства. Для предприятий, не обязанных представлять отчетность, предусматривалась уплата раскладочного сбора исходя из их предполагаемой прибыльности, а также процентного сбора с прибыли, превышающей определенный размер. Однако допускалось представление ими торговых книг для определения реально полученной прибыли в целях налогообложения. Ежегодно основной промысловый налог приносил казне около 30 миллионов рублей, а дополнительный - 35 миллионов рублей.

Основные суммы государственных доходов по-прежнему поступали в виде акцизов на продукты потребления и таможенных пошлин на ввозные товары. Например, в государственном бюджете Российской империи по состоянию на 1890 г. на долю косвенных налогов приходилось 475 миллионов рублей, или 45,4% всех доходов, а на прямые налоги - 177 миллионов рублей, или 16,9% соответственно. Со временем доля косвенных налогов возросла еще больше, при этом главное место среди источников пополнения бюджета занимали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию. В 1906 г. по этим статьям поступило 394 миллиона рублей. Значительная сумма в том же году поступила в виде акцизов на сахар - 92 миллиона рублей, табак - 49 миллионов рублей, керосин - 27 миллионов рублей. Доход от таможенных пошлин составил около 213 миллионов рублей. Прямые налоги (государственный поземельный налог, промысловый налог, сбор с доходов от денежных капиталов, выкупные платежи, налог на переход недвижимости, налог на наследства и др.) были собраны в сумме более 148 миллионов рублей, что составляло лишь 7% всего бюджета.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что первое место среди косвенных налогов занимал акциз на водку и спирт. С 1900 г. его размер стал зависеть от процентного содержания спирта в ведре напитка и составлял 11 копеек за градус. Употребляемый в пивоварении солод облагался акцизом в размере от 1 рубля 100 копеек до 1 рубля 35 копеек за пуд. Налоги по другим подакцизным товарам также были выражены в определенных денежных суммах и имели следующие размеры: акциз на сахар уплачивался в размере 1 рубля 75 копеек за пуд, на табак в зависимости от сорта - от 23 копеек до 1 рубля 50 копеек за фунт, на нефтяные продукты и керосин - от 30 до 40 копеек за пуд.

Уровень налогообложения в России также считался одним из самых высоких и постоянно растущим. Так, в 1882 г. население отдавало в государственную казну и местным властям около 25% всего производственного валового дохода, в 1892 г. - 27%, в 1901 г. - 30%, а в 1905 - 1907 гг. - до 36%. В отдельных местностях уровень налогообложения был еще выше. Так, например, в Саратовской губернии население выплачивало более 50%, в Орловской - более 75% дохода, а в Курской на крестьян возлагалась сумма налогов, вдвое превышающая их годовой доход.

Долгое время поступление податей в Российской империи контролировала Казенная палата, учрежденная еще в 1775 г. Надзор со стороны этого ведомства за торговлей и промыслами был весьма слаб. Раз в год генеральную проверку производили чиновники для особых поручений. Постоянный же надзор возлагался на волостных старшин и выборных торговых депутатов, которые в гораздо большей степени заботились о частных интересах торговцев и промышленников, чем о пополнении государственной казны.

Позже сбор налогов возлагался на Департамент податей и сборов при Министерстве финансов, который в 1863 г. был разделен на два самостоятельных департамента: окладных сборов и неокладных сборов. Непосредственно налогообложением занимались казенные палаты, входившие в систему Министерства финансов, и образуемые при них губернские податные присутствия. Исходя из необходимости осуществления постоянного податного надзора на местах, в 1885 г. был учрежден институт податных инспекторов при Казенной палате в количестве 500 человек, на которых и был возложен контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей на всей территории России.

1886 г. ознаменовался преобразованием оброков прибалтийских крестьян в выкупные платежи.

В 1896 г. в структуре Министерства финансов было образовано Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий, а на местах - губернские акцизные управления, ведающие уплатой акцизных сборов.

В соответствии с Наказом податным инспекторам по губерниям европейской России, утвержденным управляющим Министерства финансов 12 августа 1885 г., податные инспекторы были обязаны наблюдать за правильностью привлечения к платежу земель, подлежащих обложению государственным поземельным налогом; проверять ведомости по налогу с недвижимости; собирать сведения о составе открывшихся наследств; уточнять доходность и ценность земельных угодий, лесных пространств, горного и соляного промыслов; собирать и представлять в Казенную палату сведения о состоянии торговли и промышленности; устанавливать время года, когда крестьяне располагают наибольшими платежными средствами от сельского хозяйства и промыслов; следить за своевременностью принятия мер взыскания недоимок по налогам. Кроме того, чины податных инспекций были обязаны присутствовать при составлении акта об уничтожении пожаром или стихийным бедствием недвижимого имущества, облагаемого налогом; наблюдать за правильностью торговли; осуществлять проверки, а в случае выявления нарушений - составлять протоколы и возбуждать дела.

Для осуществления контроля за уплатой промыслового налога специально создавались особые присутствия по промысловому налогу, в которые входили чиновники Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, представители общественности в лице купцов и городского самоуправления. Непосредственными исполнителями являлись податные инспекторы и торговые депутаты, представляющие городское самоуправление и предпринимателей. В этой связи отмечалось, что «призыв к жизни податных комиссий может иметь самое благоприятное влияние на развитие общественного духа, на воспитание в гражданах привычки относиться к своим финансовым обязанностям, как к делу первостепенной важности; он может содействовать установлению того взаимного контроля, который способен предотвращать многие злоупотребления. На податных инспекторов также возлагался общий надзор за соблюдением порядка продажи отдельных товаров, подлежащих «обандеролению», например чая.

налогообложение подать бюджет пошлина

Финансовая система Руси стала складываться при князе Олеге, утвердившемся в Киеве в конце IX в. Он устанавливал дань, взимаемую с подвластных ему племен. Сначала дань была нерегулярной, затем стала систематическим прямым налогом. Этот период совпадает с периодом объединения древнерусского государства.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князья и княжеские дружины сами ездили за ней.

Применялось в древней Руси и косвенное налогообложение в форме разнообразных торговых и судебных пошлин: за провоз товаров через горные заставы - «мыт»; за перевоз товаров через реки - «перевоз»; за право иметь склады - «гостиная»; за право устраивать рынки - «торговая»; при продаже взвешиваемых товаров - «номерное»; с измеряемых товаров - «осмичее»; при клеймении животных - «пятно»; при причаливании судов - «побережное»; за убийство - «вира»; за преступления - «продажа» и др.

Особое влияние на формирование российской налоговой системы оказало татаро-монгольское нашествие. В результате на русские княжества была наложена дань в форме прямого денежного налога - «выход», взимаемого с каждой души мужского пола и с головы скота. Сначала дань взималась уполномоченными хана - баскаками, затем самими русскими князьями. Но существовал и другой способ взимания дани - откуп. Откупщиками выступали чаще всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая гнет на русские княжества. Во времена татаро-монгольского ига взимание прямых налогов в казну самой Руси стало практически невозможным, и главным источником внутренних доходов были торговые пошлины.

Избавление от татаро-монгольского ига не освободило население от налога, появившегося в форме дани, ее сбор был возложен на московского князя.Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г. но был введен новый прямой налог, имевший название «соха». Его размер определялся на основании «сошного письма», которое составлял писец, измерявший земельные площади, занимаемые дворами, и переводивший их в условные единицы - «сохи». Соответственно на их основе писец определял величину налогов. «Соха» составляла около 0,5 десятины, ее размер был неодинаков и зависел от территории, качества почвы. «Соху» как единицу измерения отменили в 1679 г., когда единицей налогообложения стал «двор». Косвенные налоги, в частности торговые пошлины, взимались через систему откупов, что служило серьезным препятствием для развития торговли в стране.

Необходимость содержать большую армию, вооружать и перевооружать ее вызвала необходимость введения налогов на покрытие военных расходов. К таким налогам можно отнести пищальные деньги, сбор на городовое и засечное дело, поляничные и стрелецкие деньги.


В структуре налоговых доходов русского государства значительную долю занимали косвенные налоги в виде таможенных и кабацких сборов, они давали казне более половины всех доходов. Практически каждый пятый рубль, собираемый в казну, использовался на военные цели, что свидетельствовало о военном характере российского бюджета.

В XV в. в нашей стране не была упорядочена ни финансовая, ни налоговая системы, что приводило к тяжелым последствиям. Так, во времена правления Алексея Михайловича (1629-1676) правительство для пополнения казны повысило косвенный налог (налог на соль - с 5 до 10 коп. за пуд). Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится равномерно на всех. Однако на деле оказалось, что пострадало беднейшее население, которое кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Выловленную рыбу тут же солили. После повышения налога солить рыбу оказалось невыгодным, она портилась в огромных количествах, население стало жить впроголодь.

В России соляной налог отменили после народных (соляных) бунтов в 1648 г.; началась работа по обоснованному упорядочению финансов. Прежде всего была введена четкая таможенная система вместо взимания случайных таможенных пошлин. Большое распространение получил введенный ранее налог на имущество, который взимался с переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с прямых наследников.

В эпоху Петра I (1672-1725) увеличились военные расходы, связанные с ведением войн, переоснащением армии, созданием российского флота. Все это происходило за счет увеличения налогов. Появились такие налоги, как драгунский сбор, гербовый сбор, сбор на постройку судов; значительно увеличились размеры уже существовавших налогов. Однако такие меры не решили основной задачи - пополнения государственной казны, и в 1717 г. было принято решение заменить огромное количество видов налогов одним прямым налогом (подушевой податью). Следует отметить, что в отличие от многих нынешних реформ петровская налоговая реформа была тщательно спланирована и продумана, в частности была проведена перепись населения с отдельным учетом душ мужского пола среди крестьян и иных категорий, которые должны были платить налоги. Петр I реорганизовал также управление финансами с учреждением камер-коллегий и штабс-контор, которые осуществляли непосредственный контроль за сбором налогов.

Введение подушевой подати кардинальным образом изменило структуру доходов, в которой этот налог занял главенствующее место и составил в первый год более 50% доходов российской казны. В это время косвенные налоги в общей структуре доходов равнялись четвертой части.

Итак, во время правления Петра I сформировалась принципиально новая налоговая система, в которой центральное положение было отведено подушевой подати. В первые годы ее введения поступления в бюджет резко возросли, но в последующие годы подушевая подать практически стала тормозом в развитии экономики России и многие годы оказывала негативное влияние на экономическое и социальное развитие страны. При Петре I проводилась активная протекционалистская политика, согласно которой устанавливались большие таможенные пошлины на ввоз импортных товаров в целях защиты отечественных производителей.

В царствование приемников Петра I кардинальных изменений в российской системе налогообложения не было, однако экономисты того времени уже осознали неэффективность подушевой подати как прямого налога без учета реальных доходов населения. Но подушевая подать продолжала существовать, хотя ее размер был уменьшен, в результате чего по сравнению с периодом правления Петра I доля прямых налогов снизилась почти на четверть. Был сделан акцент на увеличение косвенного налогообложения, вследствие этого доля косвенных налогов в доходах бюджета возросла до 31,8%.

При Екатерине II (1729-1796) проводились мероприятия по расширению сферы налогообложения. Так, в сферу налоговых отношений попали купеческие капиталы. Вследствие значительного роста расходов, связанных с ведением войн и содержанием двора, произошло увеличение размера подушевой подати и некоторых других налогов. Причем многие вопросы налогообложения вплоть до XIX в. решались зачастую в зависимости от потребностей власти. Серьезная проработка налоговых проблем началась лишь во второй половине XIX в.

Многие преобразования в области налогов относились к периоду правления Александра II (1818-1881). В частности, в это время были списаны все недоимки по налогам, при Министерстве финансов была создана специальная комиссия для пересмотра существующих податей и сборов, был усилен контроль за расходованием средств как в масштабах государства, так и в губерниях. С мещан вместо подушевой подати стали взимать налог с городской недвижимости (жилых домов, заводов, фабрик, складских помещений и др.). Многолетний опыт использования подушевой подати показал его недостатки, поскольку установление налога вне зависимости от возможностей населения рано или поздно обречено на неудачу. В России подушевая подать тяжким бременем ложилась на беднейшее население. Однако, несмотря на серьезную критику, она была отменена лишь в конце XIX в.

Важным шагом на пути налоговых реформ в царствование Александра II стала замена винных откупов питейными акцизами (1863), которые впоследствии приносили самые крупные доходы государству. Из-за системы винных откупов в государственный бюджет недопоступали огромные средства, происходило массовое казнокрадство, повышались цены на спиртное. Для обеспечения полноты сбора акцизов были образованы акцизные управления, которые контролировали сбор питейных акцизов.

Был отменен налог на соль (i88o), оказывавший негативное воздействие на уровень цен и уровень жизни малообеспеченного населения.

Наиболее крупные и прогрессивные изменения в налоговой сфере произошли в период правления Александра III (1845-1894)- Особенно весомые преобразования осуществлялись, когда Министерство финансов возглавляли Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте.

Н. X. Бунге большое внимание уделял улучшению налоговой системы, прежде всего за счет справедливого распределения налогового бремени с учетом возможности налогоплательщиков уплачивать конкретные налоги. Именно по инициативе Бунге началась поэтапная отмена подушевой подати (1883). Стали вводится новые налоги, такие как налог с наследства и дарений, 5%-ный налог на денежные капиталы, были повышены ставки поземельного налога, налога на недвижимость в городах. Бунге считал, что все эти новшества в дальнейшем должны будут привести к введению подоходного налога.

В 1885 г. были учреждены особые органы местного управления - податные инспекции. Главной задачей податных инспекторов стали наблюдение за правильностью распределения прямых налогов, изучение налоговых возможностей населения, контроль за ценами по важным товарным группам.

При И. А. Вышнеградском крупные изменения в системе налогообложения не проводились, в основном осуществлялась налоговая политика Бунге и увеличивались размеры уже действовавших налогов.

Существенные изменения в налоговой системе XIX в. произошли в бытность министром финансов С. Ю. Витте: проведена реформа торгово-промышленного налогообложения, предпринята попытка реализации принципа соразмерности налогообложения с учетом доходов населения. Например, был освобожден от налога безвозмездный переход сельской собственности к ближайшим родственникам, снижены ставки поземельного налога, установлен государственный квартирный сбор, повысились питейные акцизы, установлен табачный акциз.

В конце XIX в. в России сформировалась вполне цивилизованная налоговая система, взимались прямые и косвенные налоги, в определенной мере учитывалась налогоспособность населения (отменена подушевая подать), работала система контроля за сбором налогов. В структуре налогов основную доходообразующую роль играли косвенные налоги, в частности в 1897 г. их доля превысила 85%. В этом заключалась особенность российской налоговой системы - до этого ни в одной европейской стране косвенные налоги не играли столь значительную роль. Причина состояла прежде всего в отмене подушевой подати, а также в том, что потери не были возмещены введением других прямых налогов, т.е. основная налоговая нагрузка падала на беднейшее население.

Можно сказать, что отмена подушевой подати создала условия для введения подоходного налогообложения, возможность применения данного налога к тому времени была неплохо проработана теоретически, к тому же имелся опыт его использования в развитых странах. В конце XIX в. основным источником доходов бюджета служил питейный акциз, следующими по значению косвенными налогами были пошлины. Появились и новые акцизы, в частности нефтяной и спичечный. Введение новых налогов свидетельствовало о расширении сферы налогообложения. Увеличивались поступления от прямых налогов: промыслового налога, налога с городского недвижимого имущества, поземельного налога.

Начало XX в. для России - период бурного развития капитализма: подъем промышленности, торговли; концентрация производства и капитала; строительная лихорадка; громадный приток иностранного капитала. Этому способствовали налоговые льготы. Доходы государственного бюджета стремительно увеличивались - только с 1907 по 1910 г. их прирост был таким же, как в 1891-1899 гг., и составил 4,1 млн руб. Сумма налогов на торговлю и промыслы также быстро росла не благодаря увеличению размера налогов, а именно за счет расширения сферы налогообложения (развития торговли). По-прежнему приоритет в общем объеме налоговых поступлений принадлежал косвенным налогам, среди которых выделялись акцизы и таможенные сборы. Среди прямых налогов лидирующее положение занимал промысловый налог.

К сожалению, плодотворное развитие экономики в общем и налоговой системы в частности было прервано Первой мировой войной, двумя революциями и Гражданской войной.

Определенный этап в налаживании финансовой системы страны наступил после провозглашения новой экономической политики (нэп). В это время были сняты запреты на торговлю, местный кустарный промысел; разработана система налогов, кредитов, займов; приняты меры к укреплению денежной единицы. Нэп (1922-1926) показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой самостоятельности предприятий. Как финансовая, так и налоговая система при нэпе имела свою специфику, но в целом базировалась на налоговой системе дореволюционной России. Важную роль в налоговой системе во время нэпа играл налог с оборота. В европейских странах он «превратился» в НДС, в России «тяготел» к акцизам. В этот период действовали такие прямые налоги, как сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, который являлся прогрессивным, гербовый сбор. В доходах государственного бюджета косвенные. налоги с 1922 по 1926 г. выросли с 43 до 82%.

В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития финансовой сферы. Практиковались административные методы изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджеты страны, что в итоге привело к кризису.

В конце ХХ в. начался новый этап реформирования российской экономики и налоговой системы, связанный с переходом от административно-командной системы управления к современному рыночному хозяйствованию и построению цивилизованной налоговой системы.

Изучение дисциплины «Налоги и налогообложение» позволит студенту:

Получить представление о теории и эволюции налогообложения;

Понять экономическую сущность налогов, их функции и классификационные признаки;

Изучить принципы создания сбалансированной и рациональной налоговой системы и подходы к ее формированию;

Уяснить себе сущность налоговой политики, ее типы, задачи, а также условия и факторы проведения;

Изучить механизм возврата и зачета излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов;

Освоить разные способы обеспечения обязанностей по уплате налогов (сборов), случаи и процедуру их применения;

Оценить реальный уровень налогового бремени на предпринимательский сектор в России с учетом экономических, политических и социальных особенностей страны;

Изучить цели, особенности, методы проведения и процедуру обжалования выездных налоговых проверок;

Освоить порядок расчета и уплаты действующих в настоящее время на территории РФ налогов и сборов;

Изучить механизм налогового администрирования, формы и стадии налогового контроля;

Понять меру ответственности за налоговые правонарушения в России и сравнить ее с ответственностью в других странах.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1.Какие налоги существовали в древних государствах?

2.В какое время стала складываться налоговая система в Древней Руси и какие отличительные черты она имела?

3.В чем заключалась особенность налоговой политики, проводимой при Петре I?

4.Каковы основные направления налоговых реформ при Екатерине II?

5. При каком российском императоре были внесены наиболее существенные изменения в систему налогообложения и в чем они заключались?

6.Когда и кем была отменена подушевая подать в России и почему она достаточно долгое время была основным прямым налогом?

7.При каком русском царе были списаны все налоговые долги и к какому периоду времени это относится?

8.В чем состоит отличительная особенность российской налоговой системы от налоговых систем других государств?

9.Каковы были уровень экономического развития России в начале XX в. и особенности проводимой в этот период налоговой политики?

Похожие статьи
  • Современный человек: каков он?

    Неоантропы. Впервые останки древнего человека современного типа были обнаружены в 1868 в пещере Кро-Маньон во Франции. Кроманьонцы были выше неандертальцев, их рост достигал 180 см, объем мозга до 1600 см3, череп не отличался от черепа современного...

    Физика
  • Реформы Александра II и их оценка, последствия

    «Освободитель» и «реформатор» – вот две главные характеристики, которые за время своего правления получил император Александр II. Просвещённый правитель, он пытался коренным образом изменить жизнь своих подданных, однако в итоге поплатился за свои...

    Тесты ЕГЭ 
  • Благодетель человечества

    французский микробиолог и химик Краткая биографияЛуи́ Пасте́р (правильно Пастёр , фр. Louis Pasteur; 27 декабря 1822, Доль, департамент Юра - 28 сентября 1895, Вильнёв-л’Этан близ Парижа) - французский микробиолог и химик, член Французской...

    Литература