Конспект занятия «Дорогами Великой Отечественной войны. Сценарий Квест игры: « Дорогами Великой Отечественной войны… в актовом зале состоится квест

01.05.2024

Квест, посвящённый ВОВ « Дорогами Великой Отечественной войны…»

Цели: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий ВОВ;

воспитание чувства патриотизма и гражданственности;

воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения.

Слайд1 Ход мероприятия.

В.1 Здравствуйте, ребята! Сегодня наша встреча посвящена Дню Победы и называется она «Дорогами Великой Отечественной войны…» и пройдёт она в форме квеста.

Ведущий2

А что такое квест?

Ведущий1

"Квест - это невероятные приключения!"

Ведущий 2

"Квест - это практическая тренировка частного детектива!"

Ведущий1 "Квест - это возможность проверить неординарность своего мышления!"

В добрый путь!!!

Память сердца!

Память сердца!

Где предел тебе, скажи!

Перед этим озареньем

отступают рубежи.

Ты теплее, ты добрее

Трезвой памяти ума…

Память сердца, память сердца!

Ты поэзия сама!

Каждый человек хранит в памяти, какой – то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом его во всей его дальнейшей судьбе. Великая Отечественная война – особая дата в судьбе целого народа.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война,

Ведь эта память - наша совесть!

Она как сила нам нужна.

И, так мы начинаем

Слайд 2 В2 ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ НА ВИКТОРИНЕ:

    С уважением относимся друг к другу

    Любое мнение заслуживает внимания

    Пока один говорит, все его слушают

    О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки

Представить жюри:

Слайд 3 Жюри будет выдан судейский лист, в котором будут проставлены баллы за каждый правильный ответ.

В.1 А, сейчас задание «Знакомство», нужно представить свою команду: название, командира, девиз команды.

В.2 Первое задание: «Разминка для ума» (отвечает капитан если ответ не правильный, то ход переходит другой команде).

      1. «Разведка боем»

Вопросы

1. Неожиданная команда (тревога)

2. Солдатские носки (портянки)

3. Судовая кухня (камбуз)

4. Солдатская тюрьма (гауптвахта)

5. Весточка из дома (письмо)

6. Им мечтает стать каждый простой солдат (генералом)

7. Судовой повар (кок)

8. Солдатское пальто (шинель)

9. Не подлежит обсуждению (приказ)

10. Армейская таможня (КПП)

11. Солдатский дом (казарма)

12. Игра в войну (ученья)

13. Работает на ключе (радист)

14. Киллер на войне (снайпер)

В.1 Следующее задание : «Мы эрудиты в истории Великой Отечественной войны» Памятники воинской славы

В России присвоено 13 городам звания Города герои, вопрос какой город герой представлен на фото.

Сталинград

Ленинград

Севастополь

Новороссийск

Мурманск

Смоленск

В 2 Следующий конкурс: «Ты мне, я тебе»,

Задания раздаются на листочках, а зрители будут отгадывать загадки.

В. 1 Загадки о нашей армии

1. Не крылата, не перната, как летит, так свистит, а сидит, так молчит. (пуля )

2. Упала в лебеду и теперь не найду. (пуля )

3. Черный кочет рявкнуть хочет. (Ружьё)

4. Глазами не увидишь,

а без него в руками не возьмешь,

атаку не пойдешь. (Ура! )

5. Огнем дышит, полымем пышит. (Пушка )

6. Летит – лается, упадет – рассыпается. (Снаряд )

7. На пушку не похоже, а палит дай боже. (миномёт)

8. Стоит черепаха – стальная рубаха, враг в овраг – да еще где враг. (танк)

9.Стоят три старушки: вздохнут они да охнут, вблизи все люди глохнут. (пушки )

10. Стоит черепаха – стальная рубаха. (танк )

11. Летит ворон, весь окован, кого клюнет, тому смерть. (пуля)

12. Верть, верть, в черепочке смерть. (ружьё )

13. Петушок без глаз, а метко клюет. (войны )

14. Можешь ты солдатом стать

Плавать, ездить и летать,

Ждет тебя, солдат…………. (пехота )

15. Брат сказал: «Не торопись!

Лучше в школе ты учись!

Будешь ты отличником -

Станешь…………………..». (пограничником)

16. В чурке, в печурке смерть заперта. (ружьё)

17. Не крылата, а перната, как летит,

так свистит, а сидит, так молчит. (стрела)

18. Любой профессии военной учиться надо непременно, чтоб быть опорой для страны, чтоб в мире не было….. (войны)

В.2 А, сейчас повторим викторину для зала, команды посмотрят правильный ответ, а зал попытается ответить.

Какую фразу произносили фашисты, сдаваясь в плен?

Геббельс кранты!

Боршан каюк!

- Гитлер Капут!

Мы от Штирлица!

Кем был Рихард Зорге, получивший посмертно звание Героя Советского Союза?

- Разведчик

Командир партизанского отряда

Летчик-испытатель

Конструктор танков

Кто, из перечисленных был четырежды Героем Советского Союза?

- Жуков

Кожедуб

Буденный

Покрышкин

Какая страна была освобождена Советскими войсками после взятия Берлина в 1945 г?

- Чехословакия

Румыния

Болгария

Как заканчивается крылатая фраза, актуальная и в наши дни: «Награда…»

Прибыла вовремя

- Нашла героя

Убежала от труса

Облюбовала героя

Когда было водружено Знамя Победы над Рейхстагом в Берлине?

Какому полководцу народ присвоил почетное звание «Маршала Победы»?

Малиновскому

-- Жукову

Рокоссовскому

На какой реке в 1945 году встретились советские и американские солдаты?

- Эльба

Миссисипи

В1 Следующее задание для команд : «Угадайка» вам были представлены картины на информационной доске, задание: Кто автор этих картин, и как они называются?

В. М. Сибирский «Штурм Берлина»

М. Самсонов «Сестрица»

Е. А. Корнеев «Блокада Ленинграда»

Е. А. Корнеев «Сталинградская битва»

М. Самсонов «Сталинград»

В2 Следующее задание: вам нужно выбрать правильный ответ, отвечает командир команды, но команда может и помочь, своему командиру.

«Вехи войны»

1. Вторая Мировая война началась...

а) в 1939 году б) в 1940 году в) в 1941 году

2. Как назывался план вторжения в СССР?

а) «Тайфун» б) «Блау» в) «Барбаросса»

3. Когда началось контрнаступление под Москвой?

4. Началом коренного перелома в Великой Отечественной войне принято считать...

а) Битву за Москву б) Сталинградскую битву в) Курскую битву

5.Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?

а) 900 дней б) 890 дней в) 872 дня

6.Скакого по какой год шла Великая Отечественная Война?

а) 1939 г. – 1945 г. б) 1940 – 1945 г. в)1941 г. - 1945 г.

7.Назовите самое крупное танковое сражение в истории, имевшее место во время Великой Отечественной Войны.

а) Битва за Москву б) Сталинградская битва в) Курская битва

8. Кто создал самолет по прозвищу "летающий танк"?

а) Антонов б) Ильюшин в) Туполев

9. Как называют солдатскую шинель, свернутую в трубку для ношения через плечо?

а) колесо б) скатка в) скрутка

10. Как называлась операция в ходе, которой Красная Армия завершила Великую Отечественную Войну?

а) «Багратион»

б) «Берлинская наступательная операция»

в) «Висло – Одерская операция»

В1 Следующее задание: Маршалы Советского Союза, участвовавшие в Великой Отечественной войне (отдать на листочках)

Жуков Георгий Константинович

Ворошилов Климент Ефремович

Малиновский Родион Яковлевич

Ворошилов

Рокоссовский

Жуков

Малиновский

А, для зала следующее задание, назовите памятники воинской славы:

Памятники воинской славы

1. В годы войны семьи ушедших на фронт фронтовиков ждали и одновременно страшились прихода почтальона. Счастьем было получить весточку с фронта. Горе обрушивалось на семьи, куда приходили похоронки – «Пропал без вести». Кто – то надеялся еще увидеть близкого человека, а кто-то понимал, что не только не увидит любимого человека, даже могилу навестить не доведется.

И вот, через много лет после окончания войны, решили установить памятник всем солдатам, погибшим в Великую Отечественную войну и захороненным в братских могилах, в семьях которых когда- то пришло извещение «Пропал без вести»……

3 декабря 1966 года останки солдата из братской могилы, одного из «без вести пропавших», торжественно похоронили в одном из самых почитаемых мест в нашей стране. Мимо этой могилы торжественно прошествовали войска. Солдату отдали воинские почести. А на памятнике слова «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»

Вопрос. Где находится этот памятник, как он называется, когда он был открыт?

В.1 2. Этот памятник один из самых грандиозных памятников, посвященных Великой Отечественной войне. К памятнику ведут 200 гранитных ступеней по числу дней битвы, на месте которой установлен памятник. Высота 85 метров (почти 30 этажный дом). Меч длиной 33 метра. Создателем памятника является известный советский скульптор Вучетич. На этом кургане захоронены 34505 человек, среди них 35 героев Советского Союза. В 2008 году в Москве был проведен конкурс «7 Чудес России», и этот памятник вошел в число семи российских чудес.

Вопрос. Как называется этот мемориальный комплекс и где он находится?

3 Волгоград «Родина мать»

В.2 3. Этот памятник открыт 9 мая 1960 года. Ежегодно с этого времени 27 января, 9 мая, 22 июня и 8 сентября здесь проходят церемонии возложения венков и цветов. Еще в 1961 году утверждено постановление правительства, согласно которому это место города является основным памятником героям, отдавшим свою жизнь за счастье, свободу, и независимость нашей Родины. В память о жертвах войны горит вечный огонь. От вечного огня аллея. Завершает ансамбль стена, в центре которой написаны строки « Никто не забыт и ничто не забыто». Здесь захоронены 500 тысяч погибших.

Вопрос. В каком городе и в каком месте установлен этот мемориал?

1 Санкт Петербург «Пискаревское кладбище»

В. 1 И последнее заключительное задание Вам будет предоставлен видеоролик, посмотрите его внимательно, запомните, а затем перечислите современное оружие нашей армии.

БМД – 4 (боевая машина десанта)

ЗРПК «Тунгуска – М1» (зенитный ракетно- пушечный комплекс)

БТР – 90 (бронетранспортёр)

Авианосец «Адмирал Кузнецов»

Истребитель МиГ -29

Боевой вертолёт КА – 50 «Чёрная акула»

РС30 «Ураган» (реактивная система залпового огня)

РС 30 9 К 58 «Смерч» (реактивная система залпового огня)

Дивизионная РС 30 «Град» (реактивная система залпового огня)

РК С – 300 (реактивный комплекс)

РС – 12 М2 «Тополь – М» (межконтинентальная баллистическая ракета)

В1 А, сейчас предоставим слово членам жюри.

В2 Каждая команда награждается призом

Закончена викторина и путешествие в мир истории. Мы поздравляем победителей. Игра закончена, но процесс познания продолжается, так как вам еще многое предстоит узнать, дорогие ребята. Удачи, успехов Вам на дороге знаний.

Задание: приведите соответствие цифры и буквы

    Рокоссовский Константин Константинович

    Жуков Георгий Константинович

    Ворошилов Климент Ефремович

    Малиновский Родион Яковлевич

в актовом зале состоится квест

«Дорогами Великой Отечественной войны….»

Приглашаются все учащиеся с 5 по 9 классы, от каждого класса нужно выбрать 2 человека для команд.

Во время войны на территории СССР были разрушены 91 тыс. км автомобильных дорог, 90 тыс. мостов и других искусственных сооружений общей протяжённостью более 930 тыс. км.

В ходе дорожного обеспечения операций Великой Отечественной войны дорожниками было восстановлено, отремонтировано и вновь построено около 100 тыс. км автомобильных дорог, свыше 1 млн. м мостов, заготовлено и подвезено для строительства дорог более 30 млн. кубометров песка, камня и лесоматериалов.

Общая протяжённость военно-автомобильных дорог, содержащихся дорожными войсками, составила 359 тыс. км, их силами было отремонтировано 797 тыс. автомобилей и другой техники. Дорожные войска участвовали на всех фронтах во всех операциях Великой Отечественной войны. За образцовое выполнение заданий командования 59 частей дорожных войск было награждено орденами, 27 из них получили почётные наименования - Днепровских, Неманских, Карпатских и др. Более 21 тысячи воинов-дорожников награждены орденами и медалями. Дважды орденоносный 126-й мостостроительный батальон 3-го Украинского фронта в 1945 г. представлял дорожные войска на параде Победы в Москве.

Важную роль в комплектовании автотранспортных частей и подразделений сыграли поставки автомобилей иностранного производства по программе ленд-лиза. Так, за годы войны в СССР были направлены 375 883 грузовых автомобиля, 51 503 джипа и вездехода, 3 млн. 786 тыс. автомобильных шин. Другим источником пополнения автотранспортных войск техникой было использование трофейных автомобилей: только в период с ноября 1942 г. по март 1943 г. Красной Армии в виде трофеев достались 123 тыс. немецких машин. Все эти меры позволили значительно увеличить объем военных автоперевозок, в 1943 г. - вдвое больше, чем в 1941 г., в 1944 г. - втрое.

Всего автотранспортными частями и подразделениями Красной Армии за годы войны было перевезено более 145 млн. тонн различных грузов. К середине 1945 г. в составе Красной Армии находилось 664,5 тыс. автомобилей различных типов, 32,8 % из которых составляла техника, поставленная по программе ленд-лиза, 9,1 % - трофейная.

Настоящие хозяева дорог

В трудные годы войны с немецкими войсками советские военно-дорожные подразделения содержали специальные маршруты для движения гусеничных, транспортных и боевых средств, а также гужевого транспорта. Созданные военно-автомобильные дороги (ВАД) армии, фронта и центра обеспечили работу службы регулирования и организации автомобильного движения, а военно-дорожные подразделения осуществляли охрану магистралей и сооружений на них.

За годы войны в организованных на ВАД продовольственных питательных пунктах получило сухой паёк или горячую пищу 32 миллиона человек. В пунктах технической помощи было обслужено около 800 тыс. автомобилей и тракторов, заправлено горючим 2 млн. ед. различных самоходных средств. В медицинских пунктах, расположенных на ВАД, и в дорожно-эксплуатационных частях получили первую помощь сотни тысяч раненых солдат и офицеров. Пункты обогрева и отдыха всегда были готовы принять нуждающихся в них водителей и других воинов, передвигающихся по дорогам.

Для восстановления и строительства дорог и мостов были созданы специализированные дорожные части. Они, в том числе, занималась загрузкой порожних автомобилей, идущих с фронта. Во время войны военно-дорожные подразделения были подлинными хозяевами на дорогах и отвечали за их состояние.

Подвиг воинов-дорожников на Минском шоссе

23 апреля 1942 года свой подвиг совершили семеро воинов-дорожников. На 134-м километре Минского шоссе ныне стоит обелиск в честь их героического поступка.

Наши части, действующие вдоль автомагистрали, под натиском превосходящих сил противника временно отступили. На военно-автомобильной дороге (ВАД) Западного фронта, как тогда называли Минское шоссе, в это время дорожники производили ремонтные работы на мосту через ручей. Они оказались лицом к лицу с врагом. Пилы и топоры пришлось сменить на винтовки. Горстка героев держала врага до тех пор, пока не погиб последний из дорожников. Их имена: старший сержант Иванов, сержант Гасилов, рядовые Серов, Сапронов, Сергеюк, Кузьмин и Пышнов.

В канун 65-летия Победы у основания монумента появилась рамка с фотографией одного из семи бойцов, найденных поисковиками, – Сапронова Николая Ивановича, уроженца города Иванова. Он смотрит с довоенной фотокарточки как раз на безымянную речушку у деревни Цуканово, у которой принял свой последний бой.

Подвиги Брянской области

На ее территории стоит уникальный памятник На автомагистрали Орел - Рославль, перед Брянском, расположен единственный в своем роде знак, предписывающий автомобилистам подавать звуковой сигнал в память о военных водителях, не вернувшихся с войны. Справа и слева от дороги – знаки, свидетельства мужества и отваги тех, кто не бросал баранку даже под обстрелами, кто «вел машины, объезжая мины, по путям-дорогам фронтовым».

По одну руку – знаменитые полуторки, возведенные на пьедесталы. По другую – центральный монумент воинам-водителям: фронтовой шофер стоит на подножке своего надежного, верного друга-работяги, чернорабочего войны.

За памятником, уже в лесу, новые фрагменты ансамбля: та самая баранка, которую крутили без устали шоферы, макеты тех же полуторок, указатели с обозначением городов, до которых следовало дойти советским освободителям – Прага, Вена, Берлин. А водители, проезжающие мимо по трассе, сигналят и сигналят: днем и ночью, кто коротко, кто протяжно, отдавая дань уважения своим собратьям по профессии: вы нас слышите? Мы вас помним!

Памятник был воздвигнут в 1968 г. скульптором П. Мовчуном и архитектором А. Гайдученей на месте формирования в 1943 г. 18-ой автомобильной бригады, прошедшей боевой путь от Брянска через Гомель, Минск, Барановичи, Варшаву, Лодзь - до Берлина. За боевые заслуги бригада удостоена наименования 18-я Барановичская Краснознаменная ордена Кутузова.

За время Великой Отечественной войны за образцовое выполнение заданий командования 15 автомобильных соединений и частей получили почетные наименования, а 94 - были награждены орденами Кутузова, Александра Невского, Красного Знамени и Красной Звезды. За героические подвиги и самоотверженный труд более 21 тысячи автомобилистов награждены орденами и медалями, а одиннадцати было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ледовая дорога сквозь блокаду Ленинграда

22 ноября 1941 г. в окруженный Ленинград по Ладожскому озеру прошла первая колонна гужевого санного транспорта и одиночные полуторатонные автомобили. Дорогу по льду разведали, проложили и освоили дорожники Ленинградского фронта. Она имела четыре полосы для раздельного движения, была оборудована телефонной связью, постами регулирования через каждый километр, пунктами обогрева, медицинской и технической помощи, а также пунктами заправки ГСМ.

За первую зиму (движение прекратилось при таянии льда 21 апреля 1942 г.) в Ленинград и обратно проследовало более 300 автомобилей, 19 тыс. подвод, 500 тракторов и танков. Городу и фронту было доставлено 61 тыс. тонн грузов. Из осаждённого города было эвакуировано свыше 550 тысяч детей, женщин, стариков, раненых и больных.

С 19 декабря 1942 г. по 30 марта 1943 г. продолжалась вторая полная героизма зима «Дороги жизни». На этот раз по ней было перевезено уже 200 тыс. тонн грузов и около 133 тысяч человек, в основном, войсковых пополнений.

Солдатский труд воинов дорожных войск до сих пор так до конца и не оценен историей. Это была одна из самых негромких, но крайне необходимых для победы профессий. Дорожники воистину, в самом прямом смысле этого слова, мостили дорогу к 9 мая 1945 года.

В битве за столицу принимали непосредственное участие 45 дорожных частей.

В ходе оборонительного сражения дорожными частями была подготовлена кольцевая автомобильная дорога вокруг Москвы протяженностью 125 км, 28,6 км из которых были построены заново. На водотоках было наведено 7 наплавных мостов. Дорога позволила проводить разгрузку железнодорожных составов на подходах к городу и быстро выдвигать прибывающие войска на боевые позиции.

При контрнаступлении под Москвой дорожные войска получили первый опыт скоростного восстановления поврежденных участков дорог и разрушенных мостов, а также развёртывания дорожно-комендантской службы. Противник только на дорогах Западного фронта уничтожил до 250 мостов общей длиной более 5 км.

К февралю 1942 г. дорожники восстановили большинство мостов общей протяженностью 4300 м, в том числе - металлические через Волгу у Калинина, через канал Москва - Волга у Яхромы и Дмитрова. В битве участвовало 49 дорожных условных батальонов.

Наро-Фоминск – не открытая «калитка в Москву»

В сражениях под Вязьмой и за Наро-Фоминск невиданное мужество проявили бойцы 33-й армии под командованием генерала Михаила Григорьевича Ефремова. Именно эти бои сорвали планы по захвату Москвы. Они имели стратегическое значение для дальнейшего наступления советских войск и, в конечном счете, для нашей победы.

В период Великой Отечественной войны город Наро-Фоминск и река Нара стали одним из рубежей, где была остановлена фашистская армия, рвавшаяся к Москве. В течение 66 дней 33-я армия под командованием генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова отражала нападение врага. Вместе с воинами на защиту Наро-Фоминска встали и жители города.

Ожесточенные бои развернулись утром 1 декабря 1941 г. чуть южнее Наро-Фоминска – там, где проходило Киевское шоссе. Впрочем, его практически не существовало. На всех его пересечениях с дорогами, ведущими к населенным пунктам, саперами были установлены мощные фугасы, возле них постоянно дежурили команды, готовые в любую минуту превратить это место в гигантскую воронку. Согласно историческим документам, фашисты имели особый приказ – автомобильные дороги не бомбить ни авиацией, ни артиллерией. Они прекрасно понимали, что и Минское шоссе, и Киевка – это основные артерии, по которым им самим предстояло идти в Москву. Потому взрывалось все, что находилось рядом с дорогами, но сами они по возможности оберегались и, как ни странно это прозвучит, были одними из самых безопасных мест на войне. Другое дело, когда фашист начал отступать, он уже отыгрался на дорогах сполна.Несмотря на все отчаянные попытки немецко-фашистского командования, город выстоял. «Калитку в Москву» захватчики так и не смогли открыть.

В 1976 г. Наро-Фоминск первым из городов Подмосковья за мужество и героизм, проявленные в годы войны, и большие успехи в хозяйственном и культурном строительстве был награжден орденом Отечественной войны I степени. Об этом извещает стела, расположенная как раз на Киевском шоссе, на месте, которое саперы минировали на случай прорыва фашистов.

В решающей битве за Сталинград

Наиболее сложной задачей дорожных частей была организация переправ через Волгу и Дон. Для обеспечения боевых действий на участке Саратов – Астрахань было наведено 49 паромных переправ и 6 наплавных мостов с эстакадными подходами. Через Ахтубу и в дельте Волги было построено 37 мостов и наведено 35 переправ. На Дону и его притоках было построено, отремонтировано и усилено более 1200 мостов различной конструкции. В битве участвовало 42 условных дорожных батальона. Кроме дорожников, на строительстве переправ ежесуточно работало до 20 тысяч рабочих из местного населения.

Мосты и переправы сыграли огромную роль при подготовке контрнаступления наших войск. По ним за Волгу было эвакуировано почти 2 миллиона человек, 1,5 миллиона голов скота, 5 тысяч тракторов и комбайнов. На правый берег реки только за 20 суток ноября 1942 г. было переправлено более 160 тысяч солдат, 630 танков и самоходных установок, 950 артиллерийских орудий, 14 тысяч автомобилей.

Освобожденный от противника Курск

С переходом Красной Армии в наступление главной задачей дорожных частей стало восстановление и наращивание военно—автомобильных дорог вслед за войсками на территории, освобождённой от противника.

В июле - августе 1943 г. в ходе Курского сражения было построено и отремонтировано 2750 км автомобильных дорог, построено, восстановлено и усилено 3100 мостов общей протяжённостью 18 600 м. Было задействовано 140 дорожных частей в условных батальонах.

Операция гитлеровского командования «Цитадель», в ходе которой фашисты намеревались переломить ход войны в свою пользу, провалилась в том числе и благодаря героизму, невероятному напряжению сил военных дорожников, своевременно подготовивших дорожную инфраструктуру для маневров и перемещений советских войск.

«Дорога Мужества» в Старом Осколе

Город воинской славы: это почетное звание Старый Оскол получил 5 мая 2011 г. после указа президента РФ № 588 – за мужество, стойкость и массовый героизм защитников города, которые боролись за свободу и независимость Отечества.

Во время Великой Отечественной войны город служил своеобразным перевалочным пунктом на пути эвакуации людей и государственного имущества. Там располагался штаб 40-й армии, Курский обком партии.

В Старом Осколе был сформирован истребительный батальон, который поддерживал порядок в тылу, вел воздушную разведку в готовности бороться с фашистскими парашютистами. Один из взводов был направлен для защиты Курска.

Ярчайшая страница мужества и героизма старооскольцев – участие жителей, преимущественно женщин и подростков, в строительстве «Дороги Мужества».

8 июня 1943 г. вышло постановление Государственного Комитета Обороны о строительстве железнодорожной линии Старый Оскол – Ржава. Сроки были определены самые жесткие: с 15 июня по 15 августа. С введением в эксплуатацию этой линии Воронежский фронт получал самостоятельную магистраль, которая выходила на линию Курск – Белгород. Новая трасса освобождала от доставки грузов огромное количество автомашин, которые подвозили всё необходимое к передовой линии фронта за 200–300 км. С вводом в эксплуатацию «Дороги Мужества» расстояние сокращалось до 150–200 км.

Она появилась через 32 дня – столько понадобилось, чтобы уложить 95 км железнодорожного полотна шириной 5 м, возвести 10 мостов, построить 56 различных сооружений с подъездными путями. Протяженность главных и станционных путей составила 164 км, было реконструировано 24 км пути. Перед войсками Красной Армии раскрылись возможности для дальнейшего наступления в двух направлениях – Курском и Харьковском. После освобождения Старый Оскол стал одним из главных тыловых опорных пунктов.

Трудная дорога на Берлин

В ходе Берлинской операции дорожные войска всех трех фронтов (1-го Украинского, 2-го и 1-го Белорусских) подготовили и содержали более 21 тысячи километров военно-автомобильных дорог. С них было снято и обезврежено 3 тысячи вражеских мин, разобрано свыше 100 тысяч кубомет-ров завалов в городах и транспортных узлах, выполнено 180 тысяч кубометров земляных работ, построено вновь и восстановлено 28 тысяч метров мостов, в том числе построено 34 моста через реку Одер.

Работы шли под непрерывным огнем врага. Только при строительстве моста у Геритца погибли 75 и получили ранения 200 мостовиков, потоплено 11 сваебойных копров с понтонами. На мосту у Грайфенхагена погибло 45 человек.

Непосредственно в Берлине дорожники восстановили более 20 мостов через Шпрее и каналы, расчистили 75 тысяч кубометров завалов на 126 километров городских улиц. Для регулирования улиц были развернуты подразделения численностью 2400 человек, установлено более 26 тысяч дорожных знаков и указателей, а также около 140 постов регулирования. В операции участвовало 185 условных батальонов.

Похожие статьи