Формирование икт-компетентности участников образовательного процесса. Формирование икт-компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике Формирование и развитие икт компетентности

08.05.2024

Разделы: Администрирование школы

На сегодняшний день ясно одно – школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы на практике с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества. ФГОС является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества. Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД). Без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Поэтому целью программы “Формирование ИКТ-компетентности учащихся” считаем: развитие у обучающихся навыков сотрудничества и коммуникации, самостоятельного приобретения, пополнения и интеграции знаний; способностей к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

Достижение цели считаем возможным через решение следующих задач :

  1. формирование единого информационного пространства школы МКОУ “СОШ №4 р.п. Линево”;
  2. повышение уровня ИКТ-компетентности педагогов МКОУ “СОШ №4 р.п. Линево”;
  3. формирование информационной культуры учащихся, повышение их уровня общеобразовательной подготовки в области современных информационных технологий.

Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения школьников.

1. Принципы формирования единого информационного пространства

В центре внутреннего единого информационного пространства школы должен находиться ученик. Единое информационное пространство школы создается ради того, чтобы учащийся за годы обучения в школе мог получать самые передовые знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру и при этом успевал посещать кружки, секции, читать книги и т.д. Единое информационное пространство школы должно быть открыто и подчинено образовательному и воспитательному процессу, обеспечивать и обслуживать, в первую очередь, учебную деятельность школы и как ее необходимое условие - управленческую. Таким образом, наряду с учеником в центре должны находиться и остальные участники педагогического процесса: учителя, родители и администрация.

Открытость информационного пространства школы предполагает обеспечение обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса как на внутреннем школьном уровне (администрация, учителя, учащиеся, родители), так и на внешнем (педагогические сообщества, управляющие структуры, СМИ). Открытое информационное пространство обеспечивает прозрачность школы для родителей и общественности, поднимая тем самым уровень доверия к системе образования (схема 1).

Построение открытого информационного пространства в нашей школе будет осуществляется путём по совершенствованию каждого компонента ЕИП:

1. Аппаратный: укрепление материально-технической базы.

  • 100% обеспечение рабочих мест учителей компьютерами и проекционным оборудованием;
  • создание локальной сети с выделенными серверами, включающей проводные и беспроводные сегменты, обеспечивающей беспроводное подключение в любой точке школы;
  • обеспечение мобильности учителей и учащихся за счет увеличения доли портативных компьютеров, замены морально устаревших стационарных компьютеров портативными;
  • увеличение доли кабинетов, оснащенных интерактивной доской (интерактивной насадкой).

2. Информационный:освоение и внедрение сетевых технологий и сервисов, позволяющих эффективно использовать компьютерное оборудование и цифровые образовательные ресурсы.

  • приобретение серверного и другого ПО, позволяющего повысить эффективность школьных информационных процессов;
  • формирование и развитие локального хранилища ЦОР с доступом через школьный web-сервер на основе предоставляемых в свободном доступе ЦОР федерального центра информационно-образовательных ресурсов и других источников по всем школьным предметам с возможностью его использования за пределами образовательного учреждения;
  • формирование банка контрольно-измерительных материалов (включая КИМы по ЕГЭ и ГИА) по всем школьным предметам с возможностью его использования за пределами образовательного учреждения;
  • перевод в единый цифровой формат школьного и образовательного видео, размещение этого банка на одном сервере;
  • совершенствование сетевых технологий доступа через web-интерфейс ко всему многообразию имеющихся ЦОР (спутниковое телевидение, видео, образы CD-дисков, хранилищу ЦОР иных типов) по принципу “единого окна”;
  • совершенствование и расширение личного информационного пространства учителя и образовательного учреждения на основе создания сайтов в локальной сети и в сети Интернет.

3. Кадровый: подготовка участников образовательного процесса к деятельности в условиях ЕИП, информационного общества.

  • система методической поддержки учителей в области использования информационных технологий;
  • интеграция педагогических и информационно-коммуникационных технологий;
  • проектная деятельность учащихся на основе использования средств ИКТ (пресс-центр, газета “Радуга”, видео-студия, классные и предметные проекты);
  • информирование родителей посредством ИК-технологий о деятельности школы, расширение спектра данного вида услуг (школьный сайт, наличие интерактивной обратной связи с администрацией школы, ИС “Дневник.ру”).

4. Регламентный: набор правил взаимодействия между различными компонентами единого информационного пространства.

  • локальные акты школы (О системе постоянной методической поддержки учителей в области ИКТ, Об электронном журнале, О медиатеке, О Совете по контентной фильтрации, О сайте школы и др.);
  • должностные обязанности работников ответственных за информатизацию;
  • приказы директора;
  • договоры о сотрудничестве с ВУЗами, со школами.

2. Принципы формирования ИКТ-компетентности педагогов

Процесс подготовки учителей к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности, не может носить только единовременный и краткосрочный характер. Практика показала, что необходимо создать систему регулярной методической поддержки учителей в области применения ИКТ в обучении. Учителям, получившим знания в области новых образовательных технологий, требуется постоянно проявлять себя в них, иметь профессиональную среду информационного взаимодействия. Для решения этих задач необходимо:

  • непрерывное повышение квалификации учителей в области использования ИКТ в обучении (причем без отрыва от работы).
  • Программно-аппаратное обновление и сопровождение функционирования оборудования и информационных ресурсов образовательного учреждения, техническое сопровождение ИКТ и предоставление доступа к Интернету;
  • информационно–методическое сопровождение педагогической деятельности учителей с использованием ИКТ.

В нашей школе в этом направлении работает МЦ “Внедрение ИКТ в образовательный процесс”. Основываясь на опыт работы центра и изучив теоретический материал, была разработана модель “Учителя с высоким уровнем ИКТ-компетентности” (схема 2).

Только после этого мы можем говорить о том, что педагог владеет профессиональной ИКТ–компетентностью и может переходить от единичных случаев проведения уроков в компьютерном кабинете к использованию ИТ в образовательном процессе в системе. В соответствии с ФГОС (требования к условиям) весь образовательный процесс отображается в информационной среде, в нашем случае это Дневник.ру. Это значит, что в Дневник.ру размещается поурочное календарно-тематическое планирование по каждому курсу, материалы, предлагаемые учителем учащимся в дополнение к учебнику, в частности гипемедийные иллюстрации и справочный материал. В Дневник.ру размещаются домашние задания, которые, помимо текстовой формулировки могут включать видео-фильм для анализа, географическую карту и т.д. Они могут предполагать использование заданных учителем ссылок в интернете, или свободный (ограниченный образовательными рамками) поиск в сети. Там же учащийся размещает результаты выполнения аттестационных работ, “письменных” домашних заданий, чтения текста на иностранном языке, отснятый им видеофильм, таблицу экспериментальных данных и т.д., учитель их анализирует и сообщает учащемуся свои комментарии, размещая свои рецензии в ИОС, текущие и итоговые оценки учащихся.

В связи с этим, разработана система обучения, основанная на требованиях “Государственного образовательного стандарта” (высшее педагогическое образование, год утверждения – 2005 http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm ), которая включает в себя:

1. Продолжение полученного путем самообразования формирования компьютерной грамотности, обеспечивающей знания, умения и навыки в сфере ИКТ.

2. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.

3. Интерактивные технологии обучения.

4. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

3. Принципы формирования ИКТ-компетентности учащихся

Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

Более эффективным способом формирования ИКТ-компетентности учащихся, считаю в интегративных межпредметных проектах, во внеурочной деятельности. В то же время, освоение ИКТ-компентентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании УДД. Например, формирование общих, метапредметных навыков поиска информации происходит в ходе деятельности по поиску информации в конкретных предметных контекстах и средах: в русском и иностранных языках, истории, географии, естественных науках происходит поиск информации с использованием специфических инструментов, наряду с общепользовательскими инструментами. Во всех этих случаях формируется общее умения поиска информации.

Общий принцип формирования ИКТ-компетентности состоит в том, что и конкретные технологические умения и навыки и универсальные учебные действия, по возможности, формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед учащимся в различных предметах.

Начальные технические умения формируются в начальной школе в курсе Технологии и Информатики. Начальные умения, относящиеся к видео- и аудио- записи и фотографии формируются в области Искусства. В этой области учащиеся получают представление о передаче содержания, эмоций, об эстетике образа. Важную роль играют синтетические жанры, например, рисованная и натурная мультипликация, анимация. Существенным фактором оказывается возможность улучшения, совершенствования своего произведения. В области Естествознания (окружающего мира) наибольшую важность имеет качество воспроизведения существенных с точки зрения анализа явления деталей, сочетание изобразительной информации с измерениями.

Перечисленные положения применимы при формирования ИКТ-компетентности и в начальной и в основной школе.

При этом освоение ИКТ в рамках образовательных областей Искусства и Технологии, при всей возможной вариативности программ этих предметов не должно подменять работу с материальными технологиями и в нецифровой среде. Доля учебного времени, где работа идет только в цифровой среде не должна превышать 35% в Технологии и 25% в Искусстве.

Курс Информатики и ИКТ в 7-9-х классов основной школы подводит итоги формирования ИКТ-компетентности учащихся, систематизирует и дополняет имеющиеся у учащихся знания, дает их теоретическое обобщение, вписывает конкретную технологическую деятельность в информационную картину мира. Элементы образовательной ИКТ - компетентности учащихся приведены в Приложении 1 .

Эффективная модель формирования ИКТ-компетентностности, когда ученики учат других – и в режиме лекции и в режиме работы в малой группе и в режиме индивидуального консультирования. В ходе этого достигаются метапредметные и личностные результаты для всех участников. Учащиеся могут реализовывать различные сервисные функции, в том числе – обслуживать технику и консультировать пользователей.

Оценка сформированности единого информационного пространства школы:

  • рост материально-технического и ресурсного обеспечения образовательной системы школы;
  • удельный вес численности педагогов, использующих информационные технологии в учебном процессе для индивидуального подхода и в классном коллективе;
  • увеличение количества педагогов, использующих дистанционное обучение;
  • количество победителей в виртуальных конкурсах, дистанционных и эвристических олимпиадах;
  • количество участников и победителей в научно-практической конференции разных уровней;
  • количество участников образовательного процесса, вовлеченных в интегративные творческие проекты;
  • количество сетевых образовательных объединений педагогов.

Оценка ИКТ-компетентности педагогов.

Формирование у школьников ИКТ-компетентности требует от учителей использования специальных методов и приемов:

  • учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности;
  • потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, которые вы обычно даете своим учащимся (целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ-компетентности);
  • на уроках следует выделять время для самостоятельной работы с текстом с дальнейшим групповым обсуждением;
  • формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).

ИКТ-компетентность педагогов может оцениваться через экспертную оценку разработок их уроков. Для отдельной темы (отдельного занятия) в поурочном планировании курса (разрабатываемом учителем на основании примерных программ курсов и методических разработок) выделяются компоненты учебной деятельности учащихся, в которых активно используются средства ИКТ: подготовка сообщения, поиск информации в интернете, видео-фиксация наблюдаемых процессов, проведение эксперимента с цифровой фиксацией и обработкой данных и т.д. После проведения темы (занятия) осуществляется сравнение с планом реального активного использования ИКТ каждым учащимся (как правило, не имеется в виду ответ на задания с выбором ответа, слушание лекции педагога с аудио-видео сопровождением). Вычисляется доля (процент) информатизации темы усреднением по учащимся. Показатель по курсу вычисляется усреднением по времени. Показатель по образовательному учреждению вычисляется усреднением по курсам (с учетом временных весов курсов).

Оценка ИКТ-компетентности обучающихся.

Основной формой оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся является многокритериальная экспертная оценка текущих работ и цифрового портфолио по всем предметам. Наряду с этим учащиеся могут проходить текущую аттестацию на освоение технических навыков, выполняя специально сформированные учебные задания, в том числе – в имитационных средах. Важно, чтобы эти задания не становились основной целью формирования ИКТ-компетентности. Оценка качества выполнения задания в имитационной среде может быть автоматизирована.

Итак, информационная и коммуникационная компетентность школьников определяется как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее поиска-определения, интеграции, управления, оценки, а также ее создания продуцирования и передачи сообщения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, в условиях экономики, которая основана на знаниях. Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей.

Требования к тестовым заданиям можно сформулировать следующим образом:

  • любое тестовое задание дается в виде описания жизненной ситуации (сценарий задания). Это делается специально, для того чтобы сымитировать реальную среду, в которой учащемуся приходится решать аналогичные задачи;
  • особое внимание необходимо сделать на объем текста, который учащийся должен прочесть и переработать при выполнении задания. По данным Министерства образования и науки РФ, средний девятиклассник функционально читает текст со скоростью 200 слов в минуту.
  • выполнение задания не требует знаний по конкретной школьной дисциплине: содержание заданий построены на общекультурных вопросах, “житейских” ситуациях и т.д.

При определении компетентности школьников в области использования ИКТ акцент должен делаться, прежде всего, на оценке сформированности соответствующих обобщенных познавательных навыков (умственных навыков высокого уровня). Для оценки сформированности таких навыков необходим специализированный инструмент, который позволяет оценить демонстрируемые школьниками способности работать с информацией в ходе решения специально подобранных задач (в контролируемых условиях), автоматизировать процедуру оценки уровня ИКТ-компетентности учащихся и учителей. Процедура проведения измерений ИКТ-компетентности называется тестированием. В ходе этой процедуры учащиеся выполняют последовательность контрольных заданий, которые в совокупности образуют тест. Тексты (или описания) заданий естественно называть контрольно-измерительными материалами (КИМ). Тест состоит, как правило, из нескольких типов заданий. Будучи встроены в программную оболочку инструмента, задания превращаются в автоматизированный тест.

Вместо простой передачи знаний умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью образования становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели проектировать пути их реализации контролировать и оценивать свои достижения работать с разными источниками информации оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение суждение оценку. Одной из важных проявлений компетентностей является умения работать с информацией вести поиск и отбор информации. Данная компетенция обеспечивает навыки...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

4879. Оценивание уровня сформированности компонентов ИКТ-компетентности учащихся основной школы в процессе обучения информатике 77.95 KB
В соответствии с Концепцией информатизации общего образования в качестве одной из главных задач утверждается формирование информационной компетентности. Одним из условий подготовки ИКТ-компетентных граждан является высокий уровень ИКТ-компетентности самих учителей.
4811. Оценивание уровня информационной компетентности учащихся основной школы 113.71 KB
Выявить содержание понятия «Информационная компетентность» и способы ее проявления; проанализировать существующие подходы к оцениванию уровня информационной компетентности; определить уровни проявления информационной компетентности учащихся основной школы и критерии их оценивания; составить систему заданий для оценки уровня проявления информационной компетентности учащихся основной школы...
19335. способы развития внимания в процессе обучения учащихся младшей школы 771.19 KB
Степень развития внимания в патологических случаях может служить критерием интеллекта и одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе. В настоящее время проблема изучения внимания у детей для психологов стала особо актуальна. Снижается их интеллектуальный уровень и концентрация внимания.
11235. Интеллектуальные турниры для учащихся основной ступени школы как средство вовлечения в олимпиадное движение 6.56 KB
Интеллектуальные турниры для учащихся основной ступени школы как средство вовлечения в олимпиадное движение Городские олимпиады по математике для школьников Казани традиционно проводились для старшеклассников. Именно они являются основой для всей умственной деятельности успешного решения различных проблемных задач относящихся ко всем областям интеллектуальной деятельности. Для привлечения школьников в математические кружки нами была разработана система городских интеллектуальных соревнований для учеников...
17594. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ПРОЦЕНТЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 247.6 KB
Задачи на проценты становятся прерогативой химии, которая внедряет свой взгляд на проценты, а в математике их место только в рамках задач на повторение, задач повышенной трудности. Таким образом, школьниками забываются проблемы общезначимости процентов, разнообразия сфер их применения.
18046. Психолого-педагогические основы общения учителя и учащихся в педагогическом процессе начальной школы 1.54 MB
В то же время актуальным в частности в связи с решением задач обучения подрастающего поколения является иной ракурс рассмотрения трудности общения - формирования личности в нем. Некоторые ученые при этом подчеркивают специфичность деловитости общения как формы снабжения остальных видов деловитости разглядывают его как необыкновенную активность. Любой акт конкретного общения - это действие человека на человека а конкретно - их взаимодействие. Процесс общения основывается как система сопряженных актов взаимодействия Б.
18135. Формирование толерантности у школьников в педагогическом процессе школы 259.09 KB
В данных критериях педагогическая дисциплина призвана опережением отвечать на модифицирование ценностей и целей образования нацеленного на знакомство учащихся с многообразием традиций обычаев норм поведения создание у них возможности к принятию различных культур и бережного к ним дела толерантности навыков общения и сотрудничества с людьми различных поколений языков и менталитетов. Развитие толерантности является беспристрастной нуждою современного сообщества. Школьные классы стают микрокосмом культурного обилия и заявочное...
18098. Формирование экологической культуры младших школьников в педагогическом процессе школы 118.11 KB
Положение находящейся вокруг среды напрямую зависит от уровня природной культуры народонаселения что является решающим причиной в гармонизации отношений сообщества и природы в обеспечении подходящих критерий существования грядущих поколений. Неимение способа работы сообразно экологическому образованию и обучению в начальной школе обуславливает низкие итоги формирования природной культуры учащихся начальных классов. Урсул относит маленький степень природной культуры сообщества создание которой обязано существовать приоритетным курсом...
11012. Процесс развития творческой деятельности учащихся в процессе обучения 91.06 KB
Названные исследования отражают многообразие научных идей и практических подходов к организации творческой деятельности учащихся в образовательном процессе однако аспект целенаправленного обеспечения творческими заданиями младших школьников в процессе обучения как средства развития воображения изучен еще не достаточно. На основании выделенных противоречий анализа философской психолого-педагогической литературы а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования заключающаяся в теоретическом...
11214. Социализация одаренных учащихся в процессе социально – психологической адаптации к инновационным условиям обучения и воспитания 7.62 KB
Социализация одаренных учащихся в процессе социально – психологической адаптации к инновационным условиям обучения и воспитания Умная школа – это хорошо Добрая – великолепно Но ребенок должен быть подготовлен к жизни. Социализация одаренных учащихся предполагает с одной стороны максимальное профессиональное ориентирование согласно его способностям с другой обогащение его социального опыта. На этапе теоретического и практического анализа проблемы социализации одаренных детей было выявлено противоречие между тем что с...

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования, формирование универсальных учебных действий наиболее естественно и эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде (в том числе, используя возможности информационной среды школы, социальные сервисы). Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность. Поэтому программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования содержит настоящую подпрограмму, которая указывает элементы компетентности в области применения ИКТ, входящие в те или иные действия. Технологические навыки, являющиеся элементами ИКТ-компетентности, формируются не изолированно, а в контексте их применения для решения познавательных и коммуникативных задач.

Использование средств ИКТ помогает перейти от стихийного к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий. Естественно, что ИКТ могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий, Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и учащиеся.

В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность, как способности решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностям и возможностям младшего школьника. Ее частью является общая (общепользовательская) ИКТ-компетентность младшего школьника. Во многих случаях учащиеся начальной школе осваивают элементы общей ИКТ-компетентности на уровне, отвечающем их использованию взрослыми в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно быть зафиксировано (и проходить) не только в программах отдельных учебных предметов (где формируется предметная ИКТ компетентность), но, в том числе и прежде всего, в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий, с которыми учебная ИКТ-компетентность сущностно связана.

При освоении личностных действий ведется формирование:

  • критического отношения к информации и избирательности ее восприятия;
  • уважения к информации о частной жизни и информационным результатам других людей.

При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:

  • оценка условий, хода и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
  • использование результатов действия, размещенных в цифровой информационной среде, для выполнения оценки выполненного действия самим обучающимся, его товарищами и учителями, а также для их коррекции;
  • создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

  • поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
  • фиксация (запись) информации об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе – с помощью аудио- и видео- записи, цифрового измерения, оцифровки (работ учащихся и др.) с целью дальнейшего использования записанного (его анализа, цитирования);
  • структурирование знаний, их организация и представление в виде концептуальных диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев;
  • создание гипермедиа сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
  • подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой;
  • построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных учебных действий. Для этого используются:

  • создание гипермедиа-сообщений;
  • выступление с аудио-визуальной поддержкой;
  • фиксация хода коллективной/личной коммуникации (аудио-видео и текстовая запись);
  • общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видео-конференция, форум. блог).
  • Формирование ИКТ-компетентности учащихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения младших школьников.

Вынесение формирования ИКТ-компетентности в программу формировании универсальных учебных действий позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает, с учетом специфики каждого учебного предмета, избежать дублирования при освоении разных умений, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов. Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеклассной деятельности школьников.

Знакомство со средствами ИКТ. Использование эргономичных приемов работы со средствами ИКТ, которые безопасны для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Выполнение компенсирующих упражнений. Организация системы файлов и папок, запоминание изменений в файле, именование файлов и папок. Распечатка файла.

Запись, фиксация информации. Непосредственный ввод информации в компьютер с камеры (в том числе встроенной в цифровой микроскоп), микрофона, цифровых датчиков. Сканирование изображений и текстов. Запись (сохранение) вводимой информации. Распознавание текста, введенного как изображение. Получение оптимального по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результата записи (фото- и видео- изоображений): выбор положения записывающего человека и воспринимающего устройства: настройка чувствительности, плана, учёт ограничений в объеме записываемой информации, использование сменных носителей (флэш-карт).

Создание текстов с помощью компьютера Составление текста целыми словами, вставкой пропущенных слов из предложенных, с использованием картинок, путем восстановления деформированного текста. Клавиатурное письмо. Основные правила оформления текста и основные инструменты его создания. Работа в простом текстовом редакторе: ввод и сохранение текста, выбор шрифта, начертания, размера, цвета текста; правила расстановки пробелов перед и после знаков препинания, использование абзацного отступа. Полуавтоматический орфографический контроль (подсказка возможных вариантов исправления неправильно написанного слова по запросу). Набор текста на родном и иностранном языке, экранный перевод отдельных слов.

Создание графических сообщений. Рисование на графическом планшете (срисовывание, дорисовывание, создание собственных рисунков). Создание планов территории. Создание диаграмм взаимодействия. Создание семейных деревьев.

Редактирование сообщений. Редактирование текста (удаление, замена и вставка буквы, слова, фрагмента текста; перенесение части текста; повторение части текста и пр.). Редактирование цепочек изображений (слайд-шоу). Редактирование видео- и аудио- записей (вставка, удаление, замена фрагмента и другие простые виды редактирования). Редактирование фотоизображений (вставка, удаление, замена фрагмента, изменение контрастности).

Создание новых сообщений путем комбинирования имеющихся. Создание сообщения в виде цепочки экранов. Добавление на экран изображения, звука, текста. Презентация как письменное и устное сообщение. Использование ссылок из текста для организации информации: перехода к другому сообщению, обеспечения возможности выбора дальнейшего хода изложения, пояснения. Пометка фрагмента изображения ссылкой. Добавление объектов и ссылок в географические карты и ленты времени. Составление нового изображения из готовых фрагментов (аппликация)

Создание структурированных сообщений с линейной и ветвящейся структурой. Создание письменного сообщения: создание плана текста, добавление ссылок, графических объектов. Описание объекта или процесса по определенному алгоритму, запись аудио-визуальной и числовой информации о нем, с использованием инструментов ИКТ: видео- фото- камеры, цифрового микроскопа, цифровых датчиков, компьютера. Подготовка устного сообщения: создание плана, выбор аудио-визуальной поддержки, написание пояснений и тезисов. Проведение устного сообщения с аудио-видео поддержкой. Создание игрового видеофильма. Натурная мультипликация (с куклами). Компьютерная анимация. Создание музыкального произведения (с использованием готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель»).

Представление и обработка данных. Сбор числовых и аудио-визуальных данных в естественно-научных наблюдениях и экспериментах с использованием фото- или видео- камеры, цифрового микроскопа, цифровых датчиков. Разметка видеозаписи и получение числовых данных по разметке. Сбор числовых данных в ходе опроса людей. Графическое представление числовых данных: в виде графика (непрерывная кривая) и в виде диаграмм (столбчатых и круговых).

Поиск информации. Поиск информации в соответствующих возрасту цифровых (компьютерных) словарях и справочниках, в том числе в Интернет-изданиях. Поиск информации в контролируемом Интернете, формулирование запроса, интерпретация результатов поиска. Сохранение найденного объекта. Составление списка используемых информационных источников. Использование ссылок для указания использованных информационных источников. Поиск информации в компьютере. Использование систем поиска внутри компьютера. Организация поиска по стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова. Поиск в базах данных. Заполнение адресной и телефонной книги, а также других баз данных небольшого объема.

Коммуникация, проектирование, моделирование, управление и организация деятельности. Передача собеседнику/партнеру сообщения, участие в диалоге, с использованием средств ИКТ – электронной почты, чата, форума, аудио- и видео- конференции и пр. Выступление перед небольшой аудиторией с устным сообщением с ИКТ-поддержкой. Размещение письменного сообщения в информационной образовательной среде. Коллективная коммуникативная деятельность в информационной образовательной среде. Непосредственная: фиксация хода и результатов обсуждения на экране и в файлах. Ведение дневников, социальное взаимодействие. Компьютерно-управляемые движущиеся модели. Управление моделями. Управление в виртуальном микромире, исполнители Робот, Черепаха. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции (простого алгоритма) в несколько действий. Планирование и проведение исследований, объектов и процессов внешнего мира с использованием средств ИКТ. Проектирование объектов и процессов реального мира, свое собственной деятельности и деятельности группы. Моделирование объектов и процессов реального мира и управления ими с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора.

  • естественная мотивация, цель обучения;
  • встроенный контроль результатов освоения ИКТ;
  • повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете;
  • формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оценивания результатов освоения этого предмета.

ИКТ - компетентность – это … способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи / распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества




ИКТ - компетентность учителя предметника Базовая Предметно - ориентационная Под базовой ИКТ - компетентностью понимается инвариант знаний, умений и опыта, необходимый учителю - предметнику для решения образовательных задач, прежде всего, средствами ИКТ - технологий общего назначения Предметно - ориентированная ИКТ - компетентность предполагает освоение специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и формирование готовности к их внедрению в образовательную деятельность.


ИКТ - компетенция ученика Под ИКТ – компетенцией подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ – грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков.




Навыки и умения ИКТ - граммотного человека: определение информации – способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации; доступ к информации – умение собирать и / или извлекать информацию; управление информацией – умение применять существующую схему организации или классификации; интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию;


Навыки и умения ИКТ - граммотного человека: оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации; создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее; передача информации – способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ.




Доступ (поиск) Выбор терминов поиска с учетом уровня детализации; Соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки); Формирование стратегии поиска; Качество синтаксиса. Выбор терминов поиска с учетом уровня детализации; Соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки); Формирование стратегии поиска; Качество синтаксиса.








Создание Умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой; Умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы; Умение обосновать свои выводы; Умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации; Структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов


Сообщение (передача) Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда); Умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав); Обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации; Умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу; Знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения


Элементы ИКТ - компетентности (для информатики) Понимание основных принципов работы устройств ИКТ; Подключение устройств ИКТ к электрической сети; Включение и выключение устройств ИКТ; Базовые действия с экранными объектами; Соединение устройств ИКТ с использованием проводных и беспроводных технологий; Информационное подключение к локальной сети и глобальной сети интернет; Вход в информационную среду учреждения;


Элементы ИКТ - компетентности (для информатики) Обеспечение надежного функционирования устройств ИКТ; Вывод информации на бумагу и в трехмерную материальную среду (печать). Обращение с расходными материалами; Использование основных законов восприятия, обработки и хранения информации человеком; Соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности, учитывающие специфику работы со светящимся экраном, в том числе – отражающим, и с несветящимся отражающим экраном.








Технические средства формирования ИКТ - компетенции Персональный компьютер, мультимедийный проектор и экран, принтер монохромный, принтер цветной, фотопринтер, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, графический планшет, сканер, микрофон, музыкальная клавиатура, оборудование компьютерной сети, конструктор, позволяющий создавать компьютерно - управляемые движущиеся модели с обратной связью, цифровые датчики с интерфейсом, устройство глобального позиционирования, цифровой микроскоп, доска со средствами, обеспечивающими обратную связь;


Программные средства формирования ИКТ - компетенции Операционные системы и служебные инструменты, информационная среда образовательного учреждения, клавиатурный тренажер для русского и иностранного языка, текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами, орфографический корректор для текстов на русском и иностранном языке, инструмент планирования деятельности, графический редактор для обработки растровых изображений, графический редактор для обработки векторных изображений, музыкальный редактор, редактор подготовки презентаций, редактор видео, редактор звука, ГИС, редактор представления временной информации (линия времени), редактор генеалогических деревьев, цифровой биологический определитель, виртуальные лаборатории по предметам предметных областей, среды для дистанционного он - лайн и оф - лайн сетевого взаимодействия, среда для интернет - публикаций, редактор интернет - сайтов, редактор для совместного удаленного редактирования сообщений

УДК 004 37 Л. В. РЕВИНА

Муниципальная средняя общеобразовательная школа №3, г. Лангепас, Ханты-Мансийский автономный округ - ЮГРА

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ И КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ) УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ____________________________

В статье всесторонне анализируется ИКТ-компетенция на примере урока информатики с целью формирования у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией.

Сегодня очень важно научиться самостоятельно приобретать новые знания, используя многообразие предоставленных нам информационных ресурсов. В связи с этим на первый план выходит задача непрерывного образования в течение всей жизни, необходимым условием которой является формирование информационной компетентности личности. Под этим понятием мы подразумеваем интегративную способность человека оперативно находить информацию, критически оценивать ее и использовать в своей деятельности.

Одним из индикаторов успешности реализации проекта «Информатизация системы образования» (ИСО), проводимого Правительством Российской Федерации, является его влияние на формирование информационной и коммуникационной компетенции (ИКТ - компетенции) выпускников девятого класса, которые завершают обучение по программе основной школы .

Структуру ИКТ - компетенции составляют: определение, доступ, управление, интеграция, оценка, создание, сообщение. Познавательные навыки ИКТ - компетенции представлены в таблице 1.

Рассмотрим одну из представленных в таблице 1 ИКТ- компетентность - «определение», которая формируется из таких действий, как:

Умение точно интерпретировать вопрос;

Умение детализировать вопрос;

Нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде;

Идентификация терминов, понятий;

Обоснование сделанного запроса.

Необходимость развития данных умений обусловливает потребность поиска современных форм, методов и средств обучения, применения информа-

ционных технологий в школьном образовании. Использование достижений информатизации является одной из инновационных составляющих организации образовательного процесса в современной школе, открывает новые возможности для коренного изменения стратегий освоения новых знаний. Этот индикатор позволяет косвенно оценить влияние изменений в содержании и методах учебной деятельности.

Формирование такой ИКТ - компетенции, как «определение», возможно на любом учебном занятии и на любом его этапе. Рассмотрим пример учебного занятия изучения и первичного закрепления новых знаний (УЗИПЗЗ).

Конструкт занятия изучения и первичного закрепления новых знаний (УЗИПЗЗ)

Класс: 7 класс.

Тема: Устройство компьютера: устройства ввода и вывода информации.

Цель: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности в процессе изучения принципов работы устройств ввода/вывода информации.

1. Обеспечить восприятие, осознание, осмысление учащимися классификации и принципов работы устройств ввода/вывода информации.

2. Формирование ИКТ - компетенции «определение».

3. Воспитание рефлексивной культуры учащихся.

Учебное оборудование: компьютер - 10 шт., мультимедиапроектор, принтер - 2 шт., многофункциональное устройство, сканер - 2 шт.

Дидактический материал: карточка-задание, лист контроля, рефлексивная карта.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ:

Этапы занятия Дидактические задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся Показатели результативности

Организа- ционный этап 1. Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии. 2. Психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии. Организует внимание. Слушают. Полная готовность учащихся и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Актуализа- ция субъектного опыта учащихся Актуализировать субъектный опыт учащихся. Вступительное слово учителя: определение проблемы (в форме вопросов). Предлагает учащимся ответить на ряд вопросов. Слушают, отвечают на вопросы, проводят аналогию. Готовность учащихся к активной познавательной деятельности.

Изучение нового материала Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий,связей и отношений в объекте изучения 1. Объявляет тему. 2. Сообщает цели и задачи урока. 3.Информирует о предметных компетенциях, которые будут сформированы при изучении данной темы. 4. Рассказывает тему, не давая определений. 1.Слушают. 2. Отвечают на вопросы. Активная и продуктивная деятельность учащихся. Правильность, полнота и осознанность знаний учащихся.

Первичная проверка усвоения и закрепления знаний Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. 1. Активизирует познавательную деятельность учащихся на основе заданий. 1.Загружают файл «Устройства ввода/вывода с!ос» 1.Выполняют задания. Открытость учащихся в осмыслении полученных знаний.

Контроль и самопроверка знаний Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. 1. Наблюдает. 2. Осуществляет контроль и коррекцию знаний. 1. Осуществляют контроль знаний, сравнивая с «эталоном» учителя. 2. Фиксируют в листе самоконтроля. 3. Делают выводы. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

Подведение итогов занятия, рефлексия Дать анализ и оценку успешности достижения цели. Мобилизация учащихся на рефлексивную деятельность. 1. Раздает рефлексивные карты. 2.Подводит итог занятия. 1.Заполняют рефлексивные карты. 2.Подводят итоги своей деятельности. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

Домашнее задание Обеспечить выполнение учащимися домашнего задания. 1. Информирует 0 домашнем задании. 2. Осуществляет инструктаж по выполнению. 1. Слушают. 2.Задают вопросы,. З.Записывают домашнее задание. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с их учебными возможностями. Обращение к субъектному опыту школьников

КАРТОЧКА - ЗАДАНИЕ

(Нахождение в тексте информации, заданной в явном, или неявном, виде. Идентификация терминов, понятий.)

Ребята, прочитайте, пожалуйста, текст о различных устройствах, связанных с компьютером. Выпишите все термины изучаемой сегодня темы. О каких устройствах рассказывается в данном тексте? Если можете, то приведите примеры самых распространенных фирм, выпускающих данные устройства.

В состав компьютера входят устройства ввода и вывода информации, которые переводят информацию с языка человека на язык, понятный компьютеру.

Для ввода числовой и текстовой информации используется клавиатура. Стандартная клавиатура имеет 104 клавиши и 3 световых индикатора.

Для ввода графической информации и для работы с графическим интерфейсом программ используются координатные устройства ввода информации: манипуляторы (мышь, трекбол), сенсорные панели и графические планшеты. Существуют оптико-механические и оптические мыши. Характеристикой координатных устройств ввода информации является их разрешающая способность, обычно

разрешающая способность составляет около 500 dpi (dot per inch - точек на дюйм). Это означает, что при перемещении мыши на 1дюйм = 2,54 см указатель мыши на экране перемещается на 500 точек. В портативных компьютерах используют вместо мыши сенсорную панель.

Для рисования и ввода рукописного текста используют графические планшеты. Для ввода в компьютер фотографий, картинок, рисунков, слайдов, текстовых документов используют сканер. Последние годы большое распространение получили цифровые камеры (видеокамеры, фотоаппараты). Для передачи «живого» видео используют Web-камеры. Для ввода звуковой информации используется микрофон.

Монитор является универсальным устройством вывода информации. В настольных компьютерах раньше в основном использовали мониторы на электронно-лучевой трубке, а сейчас становятся более распространенными мониторы на основе жидких кристаллов, которые более компакты и у них отсутствует излучение.

Для вывода информации на бумагу используют такие устройства вывода информации, как принтер. Принтеры подразделяются на матричные, струйные и лазерные. Для прослушивания звука используются акустические колонки или наушники, которые подключаются к выходу звуковой платы.--------------

Структура ИКТ- компетенции

ИКТ - компетенции Познавательные навыки (когнитивные действия)

Определение Умение точно интерпретировать вопрос.

Умение детализировать вопрос

Нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде.

Идентификация терминов, понятий.

Обоснование сделанного запроса.

Доступ Выбор терминов поиска с учетом уровня детализации.

Соответствие результата поиска запрашиваемым терминам

Формирование стратегии поиска.

Качество синтаксиса.

Управление Создание схемы классификации для структурирования информации.

Использование предложенных схем классификации для структурирования информации.

Интеграция Умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников.

Умение исключать несоответствующую и не существующую информацию.

Умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию.

Оценка Выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью.

Выбор информационных ресурсов согласно выработаннымили указанным критериям

Умение остановить поиск.

Умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретней проблемы.

Умение обосновать свои выводы

Умение сбалансированно осветить вопрос при наличии противоречивой информации.

Структ\рирование созданной информации с целью повышения убедительности выв од об.

Сообщение Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории.

Умение грамотно цитировать ист очники (по делу и с соблюдением авторских прав).

Обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации.

Умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу.

Знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения.

Таблица 2

Критерии оценивания (оценка сложности выполняемых действий)

Наблюдаемое действие Сложность действия Оценка действия в зависимости от выполненных работ

Перечисляет устройства ввода вывода информации Средняя Низгсая: перечисляет не все устройства Средняя: перечисляет все устройства подряд, как они идут в тексте Высокая: перечисляет сначала устройств а ввода, а затем вывода информации

Проводит классификацию устройств ввода вывода информации Высокая Низкая: не провопит классификацию устройств ввод а вывод а информации Средняя: провопит классификацию, но перечисляет не все устройства Высокая: проводит классификацию с перечислением всех устройств ввода быбода информации

Приводит примеры различных фирм, выпускающих устройства ввода вывода информации Высокая Низкая: не приводит примеров Средняя: гтривопит опин пример Высокая: привопит два и более примеров различных фирм-изгот овит ел ей

Для измерения ИКТ - компетенции разработаны критерии оценивания (см. табл. 2) , которые позволят определить оценку сложности выполняемых действий.

Для преодоления учебной тревожности необходима открытая система обучения, в ходе которой обучаемый сможет продвигаться по индивидуальной траектории, так как ему предоставляется возможность:

Определять индивидуальный смысл изучения учебной дисциплины;

Ставить собственные цели в изучении конкретных разделов, тем;

Выбирать оптимальные формы и темпы обучения;

Применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям;

Рефлексивно осознавать полученные результаты;

Осуществлять оценку и корректировку своей деятельности .

В последнее время рефлексия плотно вошла в педагогику, появилась даже новая технология обучения - рефлексивная, формирующая рефлексивную компетентность. Рефлексивная компетентность стоит в одном ряду с такими компетентностями, как коммуникативная, личностная, интеллектуальная, деятельностная, эмоциональная, креативная, и является необходимым условием успешности личности. Для установления обратной связи необходимо формирование рефлексивной деятельности как способа раскрытия и содействия развитию личностного потенциала каждого ученика.

Таким образом, появилось новое понятие рефлексии - это способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, предвидеть возможные последствия своих действий, находить и устранять причину возникающих трудностей, сознание собственного достоинства, умение объективно оценивать свои учебные достижения и стремиться к их улучшению.

Рефлексивная карта учебного занятия

ФИ учащегося

№ В опросы В ари анты ответов

Па нет не знаю

1. Как ты считаешь, обязательно ли б каждом кабинете информатики должен находиться сканер и принтер?

2. Сможешь ли ты отсканировать картинку или текст?

3. Сможешь ли ты распечатать текст или картинку?

4. Сможешь ли ты дома сам подключить принтер или сканер?

5. Сможешь ли ты сам, в домашних условиях, установить драйвер для работы периферийных устройств вводавывода информацш?

Применение рефлексии возможно на всех этапах занятия:

В начале (тема, цель)- это помогает достичь цели;

В середине (предварительные результаты) - что помогает, благодаря чему?;

В конце - что помогло достичь цель (рефлексивная карта - таблица 3).

В рамках проекта ИСО результатом процесса формирования ИКТ- компетенции должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Учащиеся должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Эта способность должна обеспечить школьникам возможность:

" успешно продолжать образование в течение всей жизни, используя различные формы обучения, в том числе и дистанционную форму обучения с использованием образовательных ресурсов Интернета;

" подготовиться к будущей профессиональной деятельности;

" жить и работать в информационном обществе.

Библиографический список

1. Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. Как готовиться к тестированию по проверке ИКТ - компетенции школьника//Инфор-матика. - 2006. №17. - С.3-10.

2. Бурмакина В.Ф., Фалина И.Н. Описание познавательных деятельностей, составляющих компетентность «определение информации»//Информатика. - 2006. №18. - С.3-9.

3. Утепов М.Б. Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средство становления личностных достижений старшего школьника: Дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2004. - 176 с. (111).

РЕВИНА Любовь Владимировна, учитель информатики.

Дата поступления статьи в редакцию: 08.04.2007 г.

© Ревина Л.В.

Книжная полка

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие: Допущено Минобразованием России / Под ред. Д. А. Леонтьева. - 2-е изд., стер. - М.: ИЦ «Академия»; «Смысл», 2007. - 352 с. - (Классическая учебная книга).

Издание посвящено столетнему юбилею выдающегося российского ученого А.Н.Леонтьева (1903- 1979). «Деятельность. Сознание. Личность» - одна из его главных книг, по которой до сих пор в нашей стране учатся студенты-психологи. Книга включает также ряд работ из наследия А.Н.Леонтьева, тематически близких к этому изданию.

Для студентов учреждений высшего профессионального образования.

Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: учеб. пособие.

М.: ИЦ «Академия», 2007. - 272 с.

В учебном пособии представлены методологические парадигмы и теоретические принципы современной психологии, рассмотрены варианты практик в рамках гуманистической психологии («группа встреч» и психологическое консультирование); сформулирован триалогический подход в психологическом консультировании и психотерапии.

Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезно всем интересующимся новыми тенденциями в развитии психологии.

Похожие статьи